Нормы ударения (акцентологические нормы)

Нормы произношения

Следует запомнить:

1. Только [э] произносится в словах:

атлет, афера, бытие, гололедица, гренадер, житие, забредший, отцветший,

недоуменный, одноплеменник, опека, оседлый и др.

2. Только [о] произносится в словах:

безнадёжный, манёвры, новорождённый, осётр, остриё, пересёдланный, перенёсший, трёхведёрный.

3. Можно отметить произносительные варианты:

белёсый – белесый, жёлчь – желчь, решётчатый – решетчатый.

4. На месте двойных согласных букв могут произноситься как долгие, так и краткие согласные. Двойной согласный не произносится в словах: ассамблея, ассоциация, ассортимент, класс, корреспондент, суббота, миллиард, грамматика, аккредитив, выданный, стеклянный, рассеянный и т.д. Двойной согласный сохраняется в произношении следующих слов: диссонанс, ванна, касса, масса, гамма, ирреальный, манна (небесная).

5. На месте букв э, е после гласных в иноязычных словах произносится звук [э]: проект, проектировщик, пируэт, силуэт, дуэль, поэзия;

6. Только твердо произносятся согласные перед е в ряде иностранных слов: анестезия, артерия, бактерия, бета, бизнесмен, буриме, ватерлиния, капелла, антенна, ателье, генетика, детектив, гротеск, фонема, тембр, тест и др.

7. Только мягко произносятся согласные перед е в словах: брюнет, дегустация, декорация, демагог, тенор, термин, терапевт, Одесса, фанера, шинель и др.

8. Допускается вариантное произношение (как твердое, так и мягкое) в словах: бассейн, декан, претензия, террор, трек, термодинамика, стратегия, сейф, нейрохирургия и др.

Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (может перемещаться в разных грамматических формах одного и того же слова). Из-за этого возникают литературные варианты ударения. Эти варианты могут оцениваться либо как равноправные (баржа – баржа, отраслей – отраслей), либо один из вариантов может быть более или менее предпочтительным (маркетинг, в разговорной речи – маркетинг).

К разным сферам употребления относятся варианты:

1) общеупотребительный и профессиональный (добыча, искра, компас, осуждённый – литературные варианты, но шахтеры говорят – добыча, электрики – искра, моряки – компас, работники правоохранительных органов

осужденный);

2) литературный и народно-поэтический (девица – девица, честный – честной, серебро – серебро);

3) современный и устаревший (музыка – музыка, кладбище – кладбище);

4) литературный и просторечный (повторит – повторит, позвонит – позвонит, понял – понял);

5) литературный и диалектный (вьюга – вьюга, холодно – холодно);

6) в семантических вариантах разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: острота (лезвия) острота (остроумное выражение), трусить (бояться) – трусить (бежать).