Цели, задачи и функции управленческого консультирования.

 

 

Рассмотрим цель, задачи и и функции управленческого консультирования.

Чаще всего менеджеры обращаются к консультантам, если им нужна помощь в решении проблем. Работа консультанта начинается с того, что какое-то условие признается неудовлетворительным и есть возможность его исправить; в идеальном случае она заканчивается, когда в этом условии произошло изменение, которое следует рассматривать как улучшение. Прямо или косвенно все изменения, задуманные и осуществленные с помощью консультанта должны способствовать улучшению качества руководства и повышению эффективности работы организации. Это основные цели использования консультантов.

Среди основных практических причин, по которым менеджеры обращаются к помощи консультантов, выделяют:

1. Особые знания и навыки. К услугам консультанта чаше всего обращаются в случае, когда в организации нет специалистов, которые могут запланировать, разработать и эффективно осуществить сложный процесс изменений, необходимых для решения определенных проблем. Таким образом требуются особые методы и приёмы, в которых консультант разбирается лучше других, а также определенные навыки по организационному диагнозу, стратегии, планированию, координации, информационным системам и другим вопросам.

2. Интенсивная профессиональная помощь на временной основе. Иногда в организации есть необходимые технически квалифицированные кадры, однако ведущих руководителей или штатных специалистов невозможно освободить для углубленной и длительной работы по крупной проблеме или проекту. Ежедневное ведение дел оставляет им мало времени, кроме того, сложно заниматься одновременно практическими и теоретическими проблемами. Консультанты не только предоставляют необходимое время, но и уходят после завершения проекта.

3. Беспристрастный взгляд со стороны, независимость консультанта от организации-заказчика, отсутствие влияния на него внутренних взаимоотношений, а также существующих в организации традиций и ценностей, позволяет ему оставаться беспристрастным в ситуациях, когда члены организации не могут быть объективными.

4.Обоснование решений, принятых руководством. Иногда консультантов просят выполнить задание и представить отчет, чтобы менеджер мог обосновать свое решение ссылкой на рекомендации консультанта.

5. Обучение посредством консультирования. Многие клиенты обращаются к консультантам не для того, чтобы найти решение одной отдельной проблемы, а чтобы приобрести особые технические знания консультанта (например, в области анализа обстановки, прогноза экономического положения и т.д.) и освоить методы, которые он применяет при выявлении проблем и осуществлении изменений (опрос, общение, убеждение, оценка и др.). Задания по консультированию становятся средством обучения. Следует отметить, что образовательный эффект консультирования является, пожалуй, самым важным.

Помимо технического и образовательного аспектов важнейшим фактором принятия решения об использовании консультанта является соотношение между затратами и доходами, т.е. эффективность с экономической точки зрения. В зависимости от ситуации с которой столкнулась организация клиента, помощь консультанта может потребоваться для исправления ситуации, которая ухудшилась (задача на исправление), - улучшения существующей ситуации (задача на усовершенствование) или создание совершенно новой ситуации (задача на создание). Задача на исправление возникает в случае ухудшения результатов деятельности организации по сравнению с прошлым периодом при практически тех же ресурсах. Все, что требуется от консультанта, - восстановить первоначальные условия. Решение заключается в обратном прослеживании произошедших отклонений, нахождении и исправлении вызвавших их причин. При этом консультант способен улучшать даже исходную ситуацию. К задачам на усовершенствование относится очень распространенная задача на улучшение существующих условий, например, элементов управления (методов анализа хозяйственной деятельности и контроля за управлением уровнем издержек, административных методов или ведение учета). У консультанта могут быть модели или стандарты, применявшиеся в других компаниях ранее, и его основной работой будет изучение условий и применения, определение необходимых поправок, а также обучение служебного персонала. Задание по усовершенствованию, таким образом, может включать ряд технологических, структурных, кадровых, финансовых, методических и иных изменений.

Задачи на создание дают консультанту минимум исходной нформации. Целью обращения к консультантк является не решение неотложной задачи или предотвращение потенциальных трудностей, нахождение новых сфер для бизнеса, развитие новых услуг, создание совместных предприятия и т.д. В целом многие задания включают элементы всех трех типов задач.

О расширении сферы применения управленческого консультирования свидетельствует:

- заключение "повторных сделок": крупная корпорация,удовлетворенная профессиональным мастерством и подходом консультантской фирмы, может обращаться к ней за услугами многократно на протяжении рада лет (у некоторых фирм объем повторных сделок достигает 70-80%);

- рост объема консультантских услуг малым фирмам: некоторые консультанты специализируются на вопросах мелкого предпринимательства, а в ряде стран для небольших фирм имеются субсидируемые консультантские службы, являющиеся частью программ развития мелких предприятий;

- рост объема работ в государственном секторе - центральных и местных органах власти, специализированных правительственных агентствах и службах и госпредприятиях (в США, например, несколько крупных консультантских фирм до 30-40% дел ведут в государственном секторе);

- рост числа заданий, выполняемых в общественных организациях и агентствах (органы здравоохранения, агентства по социальному страхованию, университеты, школы, религиозные организации, профсоюзы и т.д.);

- использование консультантов для работы за рубежом (как часть программ технической помощи). Крупным заказчиком консультантских услуг является, например, Международный банк реконструкции и развития.

Одной из особенностей управленческого консультирования является разнообразие подходов, методик, методов, приемов и стилей, что позволяет решать самые необычные проблемы в самых различных организациях; с другой стороны, консультированию свойственно и определенное единство принципов и методов. Некоторые из них являются фундаментальными; ими пользуется подавляющее большинство консультантов (например, опрос и написание отчетов). Часть методов является специальными и применятся только при определенных заданиях (например, психологическое тестирование).

В целом эффективность консультирования обуславливается двумя сторонами изменений в организации-клиенте:

1. Техническая сторона, которая касается характера управленческой или коммерческой проблемы, с которой сталкивается клиент, а также путей ее анализа и решения. Для разрешения технической проблемы клиента консультант одновременно придерживается установленной методики (сбора, проверки и перепроверки фактов. предположений клиента, их анализа), а также применяет разнообразные творческие методы поиска возможных новых решений, выявляет к обосновывает оптимальные варианты.

2 Человеческая сторона, т.е. взаимоотношения между консультантом и клиентом, реакция людей в организации на изменения и возможная помощь в их планировании и осуществлении.

Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические технические проблемы, касаясь, в то же время, человеческих проблем и аспектов организационных изменений.

Основной задачей консалтинга является идентификация и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов.

Консультирование процесса представляет собой метод развития и изменения организаций. Целью применения данного метода является повышение производительности и/или улучшение психологического климата в организации, достигаемое при участии независимого, внешнего консультанта. В центре внимания стоит не только решение актуальных проблем организации, но и приобретение навыков анализа, оценки и решения проблем клиента. В этом смысле консультант должен выполнить две задачи: с одной стороны - следить за решением существующих проблем, с другой - показать пути организации самостоятельно решать насущные вопросы в будущем.

В настоящее время под консультированием понимается совместная работа консультанта и клиента при разработке и внедрении новшеств (коллективные, совместные усилия) - "партисипативное" консультирование.

В Украине именно такой форме консультирования принадлежит будущее.

Степень вовлеченности клиента в консалтинговый проект варьируется от видов консалтинговых услуг. Соизмеряя затраты времени персонала клиента и результаты работы консультанта, можно определить необходимую степень вовлеченности персонала в деятельность консультанта.

При экспертном консультировании клиент предоставляет консультанту информацию, контролирует его деятельность, усваивает его рекомендации и принимает соответствующие управленческие решения.

При процессном — клиент помимо вышеуказанного принимает участие в разработке рекомендаций и, при обучающем — персонал клиента тратит дополнительное время на учебные занятия.

В конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех трех перечисленных видов консультирования, и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т.д.

В западных странах осуществляется преимущественно процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как в Украине наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование.

Работа консультанта начинается с того, что какое-то условие признается неудовлетворительным и имеется возможность его исправить. Заканчивается такая работа, когда в этом условии произошло изменение, которое можно рассматривать как улучшение.

Работа консультанта включает в себя взаимодействие различных видов деловой активности, затрагивает технологические, экономические, финансовые, юридические, психосоциологические, политические и другие аспекты деятельности организации. Все изменения, задуманные и осуществленные при помощи консультанта, должны способствовать улучшению качества руководства и повышению эффективности работы организации. Это основные цели использования консультантов, хотя "улучшение руководства" и "эффективность работы организации" являются относительными понятиями и их точное значение следует определять в контексте каждой конкретной организации и конкретного консалтингового проекта.