Принципы универсального эволюционизма

Принцип универсального эволюционизма – одна из доминирующих современных концепций в науке. Сформировавшийся вначале как результат обобщения естественно-научных знаний, он стал постепенно носить общенаучный характер. Сейчас этот принцип включает изучение не только окружающего нас мира природы, но и человеческого общества.

Первая эволюционная теория, созданная в середине XIX в. Ч. Дарвином, касалась только эволюции в биологии. Затем в XX в., по мере изучения природы на всех уровнях организации материи, выяснилось, что каждому уровню присущи эволюционные процессы, приводящие к развитию и совершенствованию всех форм материального мира. В микромире это эволюционное формирование первичного элементного состава вещества в результате термоядерного синтеза, последовательное образование в природе всех элементов таблицы Д. И. Менделеева. В микромире установлены также процессы самоорганизации и эволюции химических молекулярных систем.

На макроуровне обнаружен и исследован целый ряд эволюционно развивающихся неживых систем, повышающих уровень организации. В живой природе развитие органического мира происходит в соответ­ствии с эволюционной теорией Ч. Дарвина.

В мегамире процессы определяются эволюционной теорией расширяющейся Вселенной. История развития Земли, последовательность образования геосферных оболочек в настоящее время также рассматриваются на основе эволюционной теории.

Все перечисленные частные эволюционные теории приводят к утверждению и обоснованию всеобщей концепции универсального эволюционизма.

Наиболее полная формулировка идей глобального эволюционизма принадлежит Н. Н. Моисееву и может быть представлена следующим образом.

1. Вселенная – единая саморазвивающаяся система. Это утверж­дение позволяет интерпретировать все процессы развития в качестве составляющих единого мирового эволюционного процесса, процесса развития «Суперсистемы Вселенная».

2. Во всех процессах, имеющихся во Вселенной, неизбежно при­сутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие, и все эти процессы протекают в условиях некоторого уровня неопределенно­сти. Случайность и неопределенность – факторы не эквивалентные, но их действие имеет последствия, в равной степени непредсказуемые, поэтому они находятся вне нашего контроля. Приходится постулировать отсутствие тождественно протекающих процессов: есть лишь похожесть, близость, но не тождественность.

3. Во Вселенной властвует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого.

4. В мире повелевают законы, являющиеся принципами отбора. Они выделяют из возможных виртуальных, мысленных состояний некоторое множество допустимых. Заметим, что последние три эмпирических обобщения по существу совпадают с дарвиновской триадой: изменчивость, наследственность, отбор.

5. Принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, трактуемых Пуанкаре, из которых даже в отсутствие стохастических факторов возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний. В бифуркационном состоянии дальнейшая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, поскольку новое русло эволюционного развития будет определяться прежде всего теми неконтролируемыми случайными факторами, которые будут действовать в момент (точнее, в период) перехода.

Универсальный эволюционизм есть попытка построения общепланетарной теории исследования природных процессов. Процесс самоорганизации природных систем заключается в обретении ими все более и более совершенного динамического равновесия с окружа­ющей средой. Стержнем глобального эволюционизма является онтологическая схема, отражающая сквозную линию развития от низших форм движения к высшим. Человек вписывается в эту схему развития как бы изнутри и снаружи: с одной стороны, он совершенно естественный ее элемент, а с дру­гой – сторонний наблюдатель, способный оценивать происходящие события.