Человек, организм, личность

Человек – существо биосоциальное. С одной стороны, он принадлежит природе, с другой – социальному миру. Поэтому он является объектом изучения многих наук. Физиологически человек является млекопитающим животным. У него есть биологические потребности в пище, воде, кислороде, сне, температурном комфорте, защите от внешней угрозы и др. Биологические потребности человека трансформируются во множество чисто человеческих потребностей – в одежде, жилище, технике, коллективном образе жизни и др. Принцип «экономии сил» лежит в основе изобретательства и технического творчества.

Любой творческий труд несет громадный эмоциональный заряд, связанный с тем, что человек способен прогнозировать вероятность достижения цели по аналогии со своим или чужим опытом, в похожих ситуациях, но для достижения других целей. Следовательно, чем непривычнее человеку действие, чем больше его новизна, тем больше эмоциональности как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

Труд человека, будучи культурно-историческим, имеет два аспекта: личностный и процессуальный. Труд питает биологическое бытие человека: природные склонности, способности, интуицию, а также приобретенные в результате обучения, воспитания и развития спо­собностей к инновационной деятельности, инновационной культуре. Именно на индивидуально-биологическом уровне заложены многие возможности для творческой инновационной деятельности. Необхо­димы социальные условия для реализации биологических потенций, чтобы эти возможности реализовались: человек должен стать лично­стью, и сама личность как существо социальное и свободное делается творческой через самореализацию. Можно утверждать, что поддержи­вает бытие человека и сохраняет его как личность деятельность творческая. Только тогда, когда человек сознательно управляет своей собственной деятельностью, использует фантазию и идеалы, проектирует вещи и идеи, реализует их в новые формы, он становится творцом.

Быстрый рост социальных изменений свидетельствует о культурной эволюции человека. Можно судить о ведущей роли культуры в эволюции человека разумного в наше время. Биологическая эволюция остается практически незаметной по сравнению с социальной, в основе который лежит развитие интеллекта и целесообразной куль­турной деятельности.

Человек – индивид и личность. Ранее отмечалось, что человек есть существо биосоциальное, причем биологическое в нем превалирует, является основой и во многом определяет и социальное. На уровне социального бытия проблема человека трансформируется в проблему соотношения индивида и личности. Человек рассматривается как индивид («ин-ди-вид» — имманентное раздвоение вида) в качестве единого представителя человеческого рода. Индивид это всегда один из мно­гих, он безличен, но если рассматривать термин «индивидуальность», то это обезличение проявляется как ответ на отражение его в челове­ческой среде. Иными словами, быть человеком и быть независимым от человечества нельзя.

Личность это самомоделирующая система, имеющая свободу воли, на основе которой происходит проявление творческого акта

Чаще всего этот выбор идет вразрез не только с комфортностью чело­века как природного существа, но и с проявлением социальных тра­диций, сложившихся в обществе. В этом контексте личность управ­ляет своим человеческим бытием и всей своей жизнедеятельностью. Личность не следует низводить до индивидуальности, индивидуален каждый человек. Личность всегда созидающий индивид, оказыва­ющий влияние на жизнь своего социума в целом или через свои идеи и поступки. Личность – это становление и творчество, которое всегда связано с порождением нового, никогда ранее не бывшего, т.е. с инновационной культурой. Она есть активность, сопротивление, побе­да над рабством, освобождение и не есть категория биологическая, или психологическая, или социальная (по К. Марксу как «совокуп­ность общественных отношений»). Нет, личность – это категория этическая и культурно-духовная.

Бессознательное и сознательное в человеке. Психика и ее носитель (мозг) остаются таинственным, загадочным явлением, продолжают удивлять исследователей своей эмерджентностью, неисчерпаемо­стью и способностью делать из человека личность. В психике челове­ка предстают и приводятся в порядок события прошлого, настоящего и возможного будущего. Психика человека представляет собой со­вершенный «аппарат» его ориентации в разных условиях и ситуациях на основе удовлетворения потребностей или стремления в процес­се деятельности их реализовать. Психика – свойства мозга и орга­нов чувств, способных воспринимать окружающий мир, реагировать на внешние и внутренние условия и факторы. Структура психики содержит элементы: сознательные, бессознательные, подсознатель­ные, обусловленные соматической природой, а также общественно-историческими и культурными условиями. Иногда психику, характеризуюшуюся как сознание, понимают как внутренний мир человека, однако он не есть только психика.

На психику человека влияют многочисленные детерминанты: ро­дители, ближайшее окружение, культура, его собственная развитость чувств, образованность и др. Эти детерминанты оказывают влияние не только на сознание, самосознание, чувства человека, но и на нормы «психического здоровья». Человек – продукт культурной эволюции. Культура приобретается в результате индивидуального развития в процессе воспитания и обучения, вхождения в мир нормативных и других ценностей. При рождении человек – животное, через ста­дию ребенка (первичная социализация) он переходит в человеческое состояние. Его умственное развитие происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования. Индивидуум воспринимает ту культуру, в условиях которой он родился и воспитан. Этот слой культуры и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного.

Человеку присуще особое понятийное мышление и осознание самого себя, т.е. самосознание. Исследование человеческого сознания свидетельствует, что наше сознание опирается на бессознательное и возвращается к нему, но узнать что-либо о бессознательном мы можем только посредством сознания. В каждом сознательном действии нашей жизни, особенно в каждом творческом акте, нам помогает присутствующее бессознательное.

Принципы мудрого отношения к жизни. Физические нагрузки успокаивают и помогают переносить душевные травмы. Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование – самые вредоносные стрессоры. Среди всех работ, с которыми способен справиться конкретный человек, надо найти ту, что нравится больше всех и ценится людьми. Человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных нареканий и порицаний, потому что они больше всех других стрессоров делают его труд изнурительным и вредным.

Проследив динамику стресса, необходимо научиться эффективно управлять им. Лучшее поведение для человека – это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры.

Наибольшую пользу в самоорганизации оказывают принципы мудрого отношения к жизни: умение отличить главное от второ­степенного; внутреннее спокойствие, создающее психологический иммунитет от ситуационных помех; эмоциональная зрелость и устой­чивость; знание меры воздействия на события; умение подходить к проблеме с разных точек зрения; готовность к любым неожидан­ным событиям; восприятие действительности такой, какой она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть; стремление выйти за рамки проблемной ситуации; наблюдательность; дальновидность; стремление понять других; умение извлекать положительный опыт из всего происходящего.