Человек как единство биологического и социального

Лекция 9. Человек как предмет естественно-научного познания

Человек – это целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из природного и социального, наследственного и приобретенного при жизни, т.е. человек является целостной многосложной биосоциальной системой. При этом человеческий индивид – это не простая сумма (наложение, суперпозиция) биологического, психического и социального, а их интегральное единство, совокупность, приводящая к возникновению качественной новой ступени, сущности – человеческой личности.

Определяющим условием становления человека является труд, воз­никновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В процессе трудовой деятельности человек посто­янно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека: языка, мышления, общения, убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения и др. В психологическом отношении труд способствовал преобразованию инстинктов в двух аспектах: в плане их подавления, торможения (подчинения кон­тролю разума) и их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности – интуицию.

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. Ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается самым непри­способленным к жизни из всех живых существ. Человек – постоян­но действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельно­сти. Исходным пунктом понимания человеческой личности является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отноше­ния. Такое понятие социальности, однако, не отрицает биологическо­го компонента в человеческой личности, также имеющего универсаль­ный характер.

Биологическое и социальное, существующие в человеке в нераз­дельном единстве, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в ана­лизе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень су­ществования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи: он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если идти в анализе человека к его социальной сущности от морфологического и физиологического уров­ня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы переместимся в область социально-психологических проявлений че­ловека как личности, индивидуальности.

Организм и индивидуальность – две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным, индивидуальным уровнем обращен к социальному бытию, обществу, истории человечества, культуре.

Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Это не исключает возможности в познавательных целях смещать акценты на биологиче­скую или социально-психологическую сущность человека. В итоговом осмыслении феномена человека непременно должно быть совмеще­ние двух сущностей.

Индивид как «внутреннее раздвоение вида» понимается в каче­стве биологической сущности, однако индивидуальность его проявляется лишь при социализации, которая, видимо, шире, чем понимание его как личности, с ориентацией лишь на социальную сторону (у К. Маркса – «личность как совокупность общественных отношений»).

Сходство человека с животными и отличия от них. Сходство человека с животными определяется, во-первых, вещественным составом и строением. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кис­лот, что и животные, многие структуры и функции его тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной ступени стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция вида. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя в современной жизни ему не нужны.

К главному отличию человека от животных относится разум. Изучение высших животных показало, что они не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей.

Этология (наука о животных) получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много общего. Животные испытывают чувства: радости, горя, тоски, вины и т.д.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. У животных может иметь место очень развитая система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой – общение с помощью слов, речь.

Способность к эффективному труду – еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Только человек способен целенаправ­ленно изготавливать орудия труда. Животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее.

Человек – один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Его место в системе животного царства: класс – млекопитающие, отряд – приматы, семейство – гоминиды, род – человек, в ко­тором до нашего времени дожил только один вид – Человек разумный (Homo sapiens). Человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Происхождение человека, становление его как вида называется антро­погенезом.