Оргмомент.
Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
«Словообразовательные и словоизменительные аффиксы»
Эвристический метод – метод исследования.
Цель учителя:
- создание эвристической образовательной ситуации на уроке,
- организация деятельности учащихся по созданию собственного образовательного продукта,
- учет индивидуальных особенностей учащихся при проведении исследовательской работы.
Цель ученика:
- активное участие в работе группы, класса с целью выработки и представления своей идеи, версии.
- актуализация ранее полученных знаний по теме,
- определение значимости изучаемого языкового явления.
План-конспект урока
по теме «Словообразовательные и словоизменительные аффиксы»
Оборудование и материалы к уроку: мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы в группах, учебник, рабочие тетради)
2. Создание ситуации успеха: Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд: кристал_ный, без_утешный, тр_сина, _десь, сестриц_н, анне_дот. Какое слово у вас получилось? (Язык)
3. Образовательная напряженность: Мы продолжаем изучать наш родной язык. Такой богатый, яркий и порой неожиданный. Я прочитаю стихотворение В.Хлебникова «Заклятие смехом». (слайд №2 - текст стихотворения)
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Беседа по прочитанному стихотворению (слайд №3):
• Понравилось ли вам стихотворение?
• Что вас поразило в нем?
• Как вы думаете, с помощью чего автору удалось создать такое многообразие слов?
• А что перед нами – однокоренные слова или формы слова?
• Можете ли вы с полной уверенностью назвать однокоренные слова или формы слова?
• Какие же цели мы поставим перед собой?
• Какой же будет тема нашего урока?
4. Конкретизация задания:
Ребята, сейчас мы попробуем провести небольшое исследование, связанное с темой урока. Работать мы будем в группах. Каждой группе предлагается материал для работы (на карточках). (слайд №4)
План работы (слайд №5):
• Отметьте аффиксы в примерах 1 группы.
• Определите грамматическое и лексическое значение примеров в 1 группе.
• Какими значениями различаются примеры 1 группы?
• Отметьте аффиксы в примерах 2 группы.
• Отличаются ли примеры 2 группы по своему лексическому и грамматическому значению?
• С помощью каких аффиксов уточняется, дополняется лексическое значение корня?
• В какой же группе представлены формы слова, а в какой – однокоренные слова?
• Как бы вы назвали аффиксы 1 группы, аффиксы 2 группы?
• Докажите правильность своих доводов.
5. Решение ситуации: учащиеся работают в группах в течение 10 минут.
6. Демонстрация образовательной продукции: ученик, представитель группы, демонстрирует на доске свой вариант выполненного задания, отвечает на вопросы учащихся класса, далее выступают представители других групп со своими предложениями, идет окончательное общеклассное обсуждение. (слайды № 6, 7)
Ребята проверяют свою работу.
7. Систематизация полученной продукции:
А) Составьте определения, какие аффиксы называются словообразовательными, какие – словоизменительными.
Б) Проверьте свои предположения по предложенным справочным материалам.
В) Согласны ли вы с утверждением: приставка и суффикс – словообразовательные аффиксы, а окончание – словоизменительный?
8. Проверьте полученные знания:
А) в глаголах бегу, пробегу, пробегусь выделите аффиксы. Какие из них – словообразовательные, какие – словоизменительные? Укажите работу каждого словоизменительного аффикса.
Б) от глагола бежать образуйте все словоформы прошедшего времени. Выделите в них словоизменительные аффиксы, укажите их работу.
От того же глагола образуйте словоформы повелительного наклонения. Сколько изменений вы написали? А сколько в каждом из них словоизменительных аффиксов? Какой из них образует форму повелительного наклонения? А какие аффиксы указывают на разные формы числа?
9. Рефлексия:спасибо за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы:
· удовлетворены ли вы результатами своей работы на уроке?
· согласны ли вы со всеми выводами или у вас есть сомнения?
· что для вас было самым интересным?
· достигли ли вы своей цели на уроке?
· хотели бы вы продолжить исследование? (слайд № 11)
Домашнее задание:
1. Упражнения №56-58 в РТ №1.
2. Составьте диалог словообразовательных и словоизменительных аффиксов о своей значимости. (или сказку)