Оргмомент.

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание.


«Словообразовательные и словоизменительные аффиксы»

Эвристический метод – метод исследования.

Цель учителя:

- создание эвристической образовательной ситуации на уроке,

- организация деятельности учащихся по созданию собственного образовательного продукта,

- учет индивидуальных особенностей учащихся при проведении исследовательской работы.

Цель ученика:

- активное участие в работе группы, класса с целью выработки и представления своей идеи, версии.

- актуализация ранее полученных знаний по теме,

- определение значимости изучаемого языкового явления.

План-конспект урока

по теме «Словообразовательные и словоизменительные аффиксы»

Оборудование и материалы к уроку: мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы в группах, учебник, рабочие тетради)

2. Создание ситуации успеха: Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд: кристал_ный, без_утешный, тр_сина, _десь, сестриц_н, анне_дот. Какое слово у вас получилось? (Язык)

3. Образовательная напряженность: Мы продолжаем изучать наш родной язык. Такой богатый, яркий и порой неожиданный. Я прочитаю стихотворение В.Хлебникова «Заклятие смехом». (слайд №2 - текст стихотворения)

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Беседа по прочитанному стихотворению (слайд №3):

• Понравилось ли вам стихотворение?

• Что вас поразило в нем?

• Как вы думаете, с помощью чего автору удалось создать такое многообразие слов?

• А что перед нами – однокоренные слова или формы слова?

• Можете ли вы с полной уверенностью назвать однокоренные слова или формы слова?

• Какие же цели мы поставим перед собой?

• Какой же будет тема нашего урока?

4. Конкретизация задания:

Ребята, сейчас мы попробуем провести небольшое исследование, связанное с темой урока. Работать мы будем в группах. Каждой группе предлагается материал для работы (на карточках). (слайд №4)

План работы (слайд №5):

• Отметьте аффиксы в примерах 1 группы.

• Определите грамматическое и лексическое значение примеров в 1 группе.

• Какими значениями различаются примеры 1 группы?

• Отметьте аффиксы в примерах 2 группы.

• Отличаются ли примеры 2 группы по своему лексическому и грамматическому значению?

• С помощью каких аффиксов уточняется, дополняется лексическое значение корня?

• В какой же группе представлены формы слова, а в какой – однокоренные слова?

• Как бы вы назвали аффиксы 1 группы, аффиксы 2 группы?

• Докажите правильность своих доводов.

5. Решение ситуации: учащиеся работают в группах в течение 10 минут.

6. Демонстрация образовательной продукции: ученик, представитель группы, демонстрирует на доске свой вариант выполненного задания, отвечает на вопросы учащихся класса, далее выступают представители других групп со своими предложениями, идет окончательное общеклассное обсуждение. (слайды № 6, 7)

Ребята проверяют свою работу.

 

 

7. Систематизация полученной продукции:

А) Составьте определения, какие аффиксы называются словообразовательными, какие – словоизменительными.

Б) Проверьте свои предположения по предложенным справочным материалам.

В) Согласны ли вы с утверждением: приставка и суффикс – словообразовательные аффиксы, а окончание – словоизменительный?

8. Проверьте полученные знания:

А) в глаголах бегу, пробегу, пробегусь выделите аффиксы. Какие из них – словообразовательные, какие – словоизменительные? Укажите работу каждого словоизменительного аффикса.

Б) от глагола бежать образуйте все словоформы прошедшего времени. Выделите в них словоизменительные аффиксы, укажите их работу.

От того же глагола образуйте словоформы повелительного наклонения. Сколько изменений вы написали? А сколько в каждом из них словоизменительных аффиксов? Какой из них образует форму повелительного наклонения? А какие аффиксы указывают на разные формы числа?

 

9. Рефлексия:спасибо за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы:

· удовлетворены ли вы результатами своей работы на уроке?

· согласны ли вы со всеми выводами или у вас есть сомнения?

· что для вас было самым интересным?

· достигли ли вы своей цели на уроке?

· хотели бы вы продолжить исследование? (слайд № 11)

 

Домашнее задание:

 

1. Упражнения №56-58 в РТ №1.

2. Составьте диалог словообразовательных и словоизменительных аффиксов о своей значимости. (или сказку)