Биоэтика
Сравнительно недавно возникла одна из многих междисциплинарных наук – биоэтика, наука, пограничная между естественными и гуманитарными знаниями.
Биологически существование живого организма сводится к исполнению трех функций: поддержанию жизни, т.е. удовлетворению потребности в пище, физиологических отправлениях, восстановлению сил (сон, отдых); приспособлению к внешней среде, пассивному у человека) и активному (защите от посягательств других особей) воспроизводству себе подобных.
Природа снабдила все живое средствами для исполнения этих функций, однако данные средства не являются абсолютными. Относительность и ограниченность их в отношении каждого отдельного организма делают ограниченным время жизни индивидуума, что является условием обновления, совершенствования и развития живого как целого.
Чтобы предупредить развитие пессимистического сценария эволюции биосферы, в последние годы набирает силу новая наука – биоэтика, находящаяся на стыке биологии и этики.
Цель биоэтики – выработка этических, нравственных норм взаимодействия человека с миром природы, в том числе с миром живой природы. В настоящее время формируется целый ряд основных принципов биоэтики. При этом исходными являются те, которые утверждают жизнь в качестве высшей ценности. Эти принципы включают следующее.
1. Гармонизация системы «человек – биосфера», выдвижение в качестве главной задачи создание оптимальных взаимоотношений между человеком и окружающей живой и неживой природой, создание совокупности правил и норм биоэтики для всемирного содружества всех стран планеты Земля.
2. Признание принципа единства жизни и этики, их взаимообусловленности. При этом жизнь – высшее проявление упорядоченности и развития в природе, а этика – сила, организующая социальную сферу.
Таким образом, под биологической этикой понимается применение правил и норм общечеловеческой морали, в которых осмысливаются проблемы долга, совести, чести, добра и зла.
Одной из очень важных проблем биоэтики является также проблема «человек – медицина». Медицинская биоэтика включает, например, такие вопросы, как целесообразность поддержания жизни смертельно больного человека, допустимость использования человеком его «права на смерть», проведение научных экспериментов над животными и людьми, наконец, целесообразность применения генетики для клонирования (копирования) животных и людей.
Биоэтику следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Когда мы, люди, говорим «все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо», на самом деле наше поведение похоже на поведение животных, изучением которого занимается этология. Многие признаки человеческого поведения генетически и социально обусловлены. Часть человеческих черт обусловлена воспитанием, образованием и другими факторами внешней среды. Все человеческие действия – это его поведение. Истоки человеческой морали можно и нужно искать в поведенческих программах, присущих животным. Этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в отношении с сородичами. Все эти запреты возникают под жестким давлением отбора рода – выполнения задачи сохранения вида. Основные запреты у животных следующие.
1. «Не убей своего». Чтобы выполнить этот запрет, необходимо отличать своего от чужого, должна работать система биологического узнавания «своего – чужого». Поэтому нельзя нападать неожиданно и сзади. Людьми изобретена специальная форма взаимодействия для удовлетворения потребности в признании среди своих. Потребность в признании – это первая потребность, с которой начинается взаимодействие людей. Если эта потребность не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение по отношению к «непризнанному человеку», который ощущает себя как чужой.
2. У хорошо вооруженных природой животных есть запрет на применение убийственного приема в драке со своими. Этот механизм торможения является врожденным.
3. Не бить того, кто принял позу покорности: «не бей лежачего».
4. Победа за тем, кто прав. Животное, защищающее свою территорию, нору, самку (детенышей), почти всегда выигрывает в конфликте даже у более сильного противника.
Исследование феномена власти показывает, что государственная власть своими корнями уходит в биосоциальную эволюцию предков человека. Среди социальных животных структурируются:
• α – лидер (вожак) — взрослые сильные особи с быстрой реакцией;
• β – разумные особи, уступающие первым в физической силе,
быстроте реакции, храбрости, отличающиеся развитыми способностями, временные лидеры (замы), предлагающие новые нестандартные решения, выступающие буфером между лидером и остальной массой популяции;
• γ, – молодые и неопытные особи, которым «разрешено спариваться и иметь потомство»;
• ω – изгои, которым не разрешено иметь потомство, их используют для пробы возможно несъедобной пищи, и если особь погибает, то остальные не употребляют эту пищу и уходят прочь, сохранив стадо.