Общее сопоставление учебников

Во всех комплексах учебников представлены и теоретические сведения о языке, и орфографические и пунктуационные правила, и упражнения, и задания по развитию речи. Однако цели, которые ставили перед собой их авторы, не вполне совпадают: если учебники Баранова и Бабайцевой традиционны, то учебники под ред. Разумовской ориентированы на речь, а учебники под ред. Панова ориентированы на развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Так учебники под ред. Шанского призваны выработать орфографические и пунктуационные навыки. Теоретические сведения даются в определениях, правилах, частью заданиях к упражнениям.

В основу работы по орфографии положено понятие «орфограммы» и её «опознавательных признаков».

Недостаток этих учебников: мало связных интересных текстов, только преимущественно отдельные предложения. Упражнения и задания однообразные, преобладают задания по образцу, не требующие исследования, творческого осмысления явлений и не способные вызвать интерес у учащихся.

В учебниках под ред Разумовской последовательно рассматриваются словообразовательные модели, очень подробно разработан раздел «Речь» для каждого класса. Содержится богатый и интересный материал для наблюдения.

В учебном комплексе под ред. Бабайцевой вся теория размещается в отдельной книге. Сообщаются некоторые дополнительные сведения из истории языка. В разделе «Морфология» причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные части речи, а не глагольные формы и т.п.

Авторы комплекса учебников под ред. Панова своей первой задачей видят развитее интеллектуальных способностей школьников. Так в учебнике для 5-го класса в разделах «Лексика» и «Фонетика» подробно рассматриваются довольно непростые вопросы. Например, вводится понятие фонемы, обычно в средней школе не изучаемое, а также понятия сильной и слабой позиции для гласных и согласных. В учебнике 6-го класса подробно дается словообразование, вводятся понятия словообразовательного типа, гнезда, грамматического класса. В учебнике 7-го класса идет речь о флективных и агглютинативных языках.

Агглютинация в лингвистике, образование в языках грамматических форм и производных слов путём присоединения к корню или к основе слова аффиксов Флективные языки,

флектирующие языки, одно из основных понятий лингвистической типологии, морфологической классификации языков, объединяющее языки, в которых словоизменительное и словообразовательное значение выражается преимущественно флексией

Каждая тема в учебнике построена примерно по одному плану: теоретическая часть, задание на осмысление теории, исторические экскурсы, упражнения на правописание и пунктуацию, словарные слова в рамочке.