Соотношение и взаимодействие элементов трех структур: сознания, личности и деятельности.
НАИМЕНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА | |||
Сознание | Личность | Деятельность | |
Эле- | Атрибуты сознания | Направленность | Цель |
менты | Свойства динамики | Опыт | Мотив |
струк- | Свойства форм психического отражения | Особенности пси-хических процессов | Способ |
туры | Свойства уровней психики | Биопсихические свойства | Результат |
Например, согласно Платонову, элементы направленности личности могут быть тождественны стойким атрибутам сознания, в частности, это относится к убеждениям. Однако направленность личности может быть соотнесена с целями и мотивами деятельности. Патологические элементы биопсихической структуры личности имеет тождественные патологические элементы в структурах сознания и деятельности и т.д.
Во втором случае, взаимосвязь проявляется в том, что меняются причинно-следственные связи между структурами в процессе взаимодействия. Так, личность, проявляясь в деятельности, является ее причиной, но, формируясь в деятельности, она ее следствие. Деятельность, формируя сознание, оказывается его причиной. Но сознание, ставя сознательную цель, выступает в качестве причины деятельности. Благодаря смене причинно-следственных связей в процессе взаимодействия и позволяет выдвинуть принцип единства личности, сознания и деятельности [Платонов. 1986, с.141-143].
Развитие личности по Платонову.
В концепции Платонова предлагается различать не менее четырех этапов «развития человека как личности: пренатальный; постнатальный (но до того, когда ребенок становится личностью); до того, когда человека можно назвать хоть минимально, но социально зрелой личностью; период дальнейшего его совершенствования» [Платонов. 1986, с.227]. Эти четыре периода развития личности в онтогенезе закономерно, как полагает Платонов, совпадают с доминированием в каждом из них соответствующей подструктуры личности. Предлагается также различать два понятия – минимум личности и минимум социально зрелой личности.
Минимум личности определяется осознанием ребенком своего «Я», поскольку самосознание, самопознание и др. - важнейшие компоненты личности. Минимум же социальной зрелости личности определяется: 1) наличием осознания человеком своего места среди других людей, 2) принятием личностью социальных норм, от которых зависит ее способность сознательно, активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, 3) наличием осознанного стремления к самосовершенствованию. Усвоение социальных норм – важнейший процесс на этапе от минимума личности до минимума социальной зрелости личности.
В пренатальный период формируются свойства психики, имеющие биологическое происхождение, нервная система с ее свойствами, основы интеллекта и памяти, особенности темперамента.
Сначала в постнатальном периоде формируются анализаторы, а дальнейшем доминирующей становится вся совокупность психических процессов, составляющая более высокий уровень личности. Эти процессы обретают индивидуальное своеобразие.
В третьем периоде развития личности, когда появляется сознание, возникает минимум личности. В ее структуре все более отчетливо начинает доминировать подструктура опыта. В нем же формируется высшая подструктура личности – направленность, а также дополнительные подструктуры – характер и способности.
В четвертом периоде, когда уже есть минимум социальной зрелости личности, в ее структуре доминирует высшая подструктура – направленность, а в последней ее высший уровень – убеждения, которым подчиняются и характер, и способности, обобщаясь в призвании [Платонов. 1986, с.229-230].
Названные периоды представлены Платоновым более развернуто в следующем виде (табл. 13).
Таблица 13.
Этапы и рубежи развития личности.
ЭТАП | РУБЕЖ | ДОМИНИРУЮЩАЯ ПОДСТРУКТУРА | ПРИМЕРНЫЙ ВОЗРАСТ В ГОДАХ |
Пренатальный период | Биопсихические свойства | ||
Рождение | 0 (+) | ||
Младенчество | Особенности психических процессов | ||
Минимум личности | 3 (+, -) 0,5 | ||
Становление личности | Опыт | ||
Минимум соци-альной зрелости личности | 16 (+, -) 1 | ||
Профессиональ-ное развитие | Направленность | ||
Переоценка жизненного пути | 30 (+, -) 2 | ||
Гармоничное со-вершенствование | |||
Предпенсионное планирование | 55 (+, -) 3 | ||
Старческая деградация | Необязательный | ||
Смерть |
Виды формирования личности по Платонову.
В излагаемой концепции различаются также два вида развития личности, а именно созревание и формирование. Созревание связано с изменениями в организме и обусловлено развитием внутренних психических процессов, которые с возрастом могут и деградировать. Формирование же обусловлено воздействием внешних условий либо же сознательным воздействием человека на самого себя.
Можно выделить три основных пути формирования личности: стихийное, целенаправленное и самоформирование.
Стихийное формирование обусловлено случайными воздействиями внешних условий и играет доминирующую роль в формировании любой личности. Целенаправленное формирование понимается как формирование личности по заранее спроектированной модели с применением адекватных методов и приемов воздействия. Оно может быть массовым, и в связи с этим, шаблонным, но может быть и индивидуальным.
Целостная совокупность приемов и методов формирования личности может быть названа видом формирования. Они связаны с четырьмя основными подструктурами личности. Для формирования биопсихических свойств применяется тренировка, для формирования психических процессов – упражнение, для формирования опыта как знаний, навыков и умений – обучение, а для формирования целенаправленности как высшей подструктуры – воспитание. При этом следует иметь в виду, что более высокий вид формирования включает в себя в качестве подчиненных элементов более низкие. Например, в воспитание может входить в качестве таких элементов обучение и упражнение и т.д. [Платонов. 1986, с.230-237].