Общества
Социальная философия как теория и методология познания
Химки - 2012 г.
Время - 2 часа
Лекция
по дисциплине «Философия»
ТЕМА № 8/1. «ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ, САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»
Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.
Для очной и заочной формы обучения
I. Учебные и воспитательные цели:
1. Уяснить предмет и объект социальной философии и ее роль в познании общественных явлений и процессов.
2. Раскрыть содержание понятия общество как сложной, саморазвивающейся системы.
3. Определить диалектику основных сфер жизни общества.
4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.
II. Учебно-материальное обеспечение:
1. Слайды
2. Выставка литературы
III. Расчет учебного времени:
Содержание занятия | Время, мин. |
Вступительная часть | 5 мин. |
Учебные вопросы: 1. Социальная философия как теория и методология познания общества. | 40 мин. |
2. Общество как система: диалектика основных сфер его жизни. | 40 мин |
Заключительная часть | 5 мин. |
IV. Организационно-методические указания:
При изучении темы необходимо раскрыть содержание понятия общество как сложной, динамичной, саморазвивающейся и противоречивой системы, а также роль основных сфер жизни общества и их диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность.
V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
«ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ, САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»
Проблема анализа развития общества как целостного организма и самостоятельной социальной системы с течением времени не стала менее актуальной и злободневной. Интерес к ней все острее, а научные споры и дискуссии все активнее и жарче. И это объясняется, прежде всего, сложностью и многогранностью развития самого общества, а также повышенным интересом к будущему, редким совпадением реальной жизни, действительности с различными предсказаниями и прогнозами человечество всегда искало ответы на вопросы о сущности бытия, жизни, сознания и т. п. Не были исключением и вопросы об общественной жизни, об историческом развитии и исторических судьбах самого человечества.
Различные аспекты состояния, функционирования и развития общества изучаются в рамках целого ряда наук. Социальная философия в этом ряду выступает как теория и методология системного осмысления общественной жизни.
История человеческого общества – это множество народов и государств, стран и регионов, формаций, культур и цивилизаций в их прошлом, настоящем и будущем развитии, история различных эпох и их смены, история борьбы классов и государств, войн и революций, т. е. наполненная массой уникальных событий жизнь человечества в социальном времени и пространстве. Без глубоких философских обобщений, поиска соответствующих критериев нельзя понять того, что достойно человечества, а что – нет, невозможно отделить существенное от несущественного. А вступив на путь обобщений, наука начинает испытывать потребность в методологии, разработка которой относится к компетенции философии.
Общество, в котором мы сегодня живем, находится в состоянии глубоких, масштабных и нарастающих перемен. Все процессы, происходящие в нем, вызывают интерес людей. Чтобы быть понятными и способными дать успешные результаты, они должны быть глубоко проанализированы, изучены и всесторонне осмыслены. Такой подход требует наличия серьезных философско-методологических знаний и критического отношения к жизни, истории и перспективам общественного развития.
Прежде чем осуществить содержательное рассмотрение данного вопроса лекции, важно иметь в виду, что социально-философский анализ общества предполагает введение ряда категорий, играющих важную методологическую роль в познании социальных процессов и общественной жизни в целом. Важно помнить, что категориальный аппарат социальной философии не является самоцелью, а представляет собой системный инструментарий исследования социальной части реального мира.
Попытки осуществить социально-философский анализ общества и осмыслить суть его развития предпринимались постоянно на протяжении всей истории человечества. Философы, историки и политики стремились дать ответы на самые разные вопросы относительно общественной жизни и общества как такового. В их числе немало известных имен: Гесиод, Платон, Аристотель, Сенека, Локк, Гоббс, Монтескье, Макиавелли, Маркс, Ленин, Ясперс и др.
Сами же вопросы и проблемы, занимавшие умы ученых, обратившихся к исследованию общества, можно свести к следующим:
- что есть общество и какова его природа?
- в чем суть общественного развития и носит ли оно закономерный характер?
- познаваемы ли общественные процессы и какова степень влияния на них человека?
- каково соотношение материальной и духовной сторон жизни общества и его перспективы?
Однако важно помнить об одной характерной особенности научно-теоретического анализа общества. Она заключается в том, что, исследуя общество как историко-социальный феномен, мы обращаемся довольно часто не к обществу как данности, а имеем дело с идеализированным объектом исследования, особенно в ретроспективе. Собственно мы оперируем идеальной моделью, что позволяет:
а) отвлечься от случайностей и обнаружить необходимое;
б) исследовать объект глубоко и всесторонне, до выявления закономерностей его функционирования;
в) обнаружить тенденции и перспективы социального развития.
При этом нельзя забывать, что идеальная модель общества и оно само как совокупность реалий бытия не тождественны, не одно и то же. Модель – как бы «остановленная» общественная жизнь, миг истории в совокупности наиболее существенных признаков, но она обеднена, лишена исторически неповторимых красок и оттенков. В то же время она позволяет исследовать общество не на обыденном, а более высоком, теоретическом уровне, что имеет свои преимущества.
Социально-философский анализ общества сводится к следующему:
- исторически ретроспективно воссоздать объект;
- увидеть общество целостно, всесторонне, проникнуть за явление в сущность;
- осуществить системный и структурный анализ;
- выявить логико-историческую последовательность, а значит вскрыть причинно-следственные связи и отношения в общественном развитии.
Сказанное имеет важное методологическое значение для решения целого ряда гносеологических задач в исследовании общества и определении его понятийного статуса.
Понятия «общность», «общество», «общественный», «социальный» достаточно широко используются в науке и в повседневной речи, но их смысл и содержание нередко многозначны и не четко определены. Прежде всего, следует различать термины «общность» и «общество».
Общность – определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей на основе общих задач и целей, содержания общения и деятельности.
Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующаяся совместной жизнедеятельностью людей, нормами и принципами, социальными институтами, системой отношений на основе совместных интересов, общности целей и условий жизни.
Определений общества существует много. Так, основоположник социологии О. Кант понимал общество как проявление абстрактного закона формирования сложных и гармоничных систем. Т. Гоббс и Ж. Руссо рассматривали общество как объединение людей для контроля над своими действиями. К. Маркс же отмечал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
Заслуживают внимания взгляды на сущность и природу общества Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Г. Гегеля и др.
В то же время из анализа различных подходов и точек зрения на общество видно, что не всякое объединение людей представляет собой общество. При этом любое общество это:
1. Обособившаяся от природы часть материального мира;
2. Объединение людей на определенном этапе истории;
3. Развивающаяся социофункциональная структура;
4. Самодостаточная и самоуправляющаяся социальная система.
Понятие «общество» следует отличать от однопорядковых, но не тождественных понятий, таких как «народ», «нация», «государство». Они хотя и отражают определенные социальные общности, и институты, но их содержание различно.
Кроме того, исследуя многие общества, важно различать философский и общесоциологических подходы к его анализу. Философский взгляд на общество – это объяснение его генезиса, системности содержания и функционирования, источников и движущих сил развития, перспектив человечества, понимание места и роли человека в жизни общества. Поэтому философских подход неотделим от анализа проблемы человека и общества. Философия концентрирует свое внимание на исследовании и постижении цели, движущих сил, смысла и направленности современной общественной жизни и всего исторического процесса.
Философский смысл понятия «общество» состоит также в определении специфики типа связей индивидов в единое целое.
Основными типами таких связей можно считать:
- духовные (Аврелий, Августин, Фома Аквинский);
- конвенциональные (философы XVII – XVIII вв);
- материальные (Маркс и др.).
Для выяснения феномена общества, следует разобраться в закономерностях, объединяющих людей в эту целостность. В настоящее время сформировалось три основных подхода к объяснению этих закономерностей.
Первый подход – натуралистический: общество рассматривается как такая часть природы, в которой главными являются закономерности неживой и живой природы.
а) Общество – часть природы, космоса (А. Чижевский, Л. Гумилев).
б) Жизнь общества определяется особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников).
в) Общество детерминируется в первую очередь генетическими, расовыми и половыми особенностями, т. е. спецификой человека как природного существа (Э. Уилсон, Р. Докинс).
Второй подход – идеалистический. Смысл его в том, что сущность связей, объединяющих людей в единое целое, рассматривается в контексте идей, верований и мифов.
Это характерно для мыслителей, абсолютизирующих роль религии в обществе, значение других духовных факторов. Особенность этого подхода еще и в том, что невозможное для человека, является возможным для Бога. То, что невозможно в реальной жизни, возможно в потустороннем мире или в «светлом будущем», ради которого необходимо жертвовать настоящим.
Третий подход – связан с социально-философским анализом действительных межчеловеческих отношений и связей, которые возникают в определенных природных и социальных условиях, имеют определенный характер.
Он представлен в двух вариантах:
а) «атомистическая» модель, согласно которой общество выступает как сумма индивидов-«атомов», связанных договорами. При этом люди следуют законам, идеям свободы и равенства, что обеспечивает им существование.
б) органическая модель, по которой общество предстает как целое, как система, структурированная особым образом на части, к сумме которых оно полностью несводимо, т. к. представляет нечто большее, в соответствии с закономерностями отношений части и целого.
Социально-философский анализ общества сводится к следующему:
· понимание общества как обособившейся от природы части материального мира, характеризующегося целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью людей и социальных институтов по воспроизводству человека, материальной и духовной культуры, системы норм и принципов жизни, общественных отношений;
· сущность общества конкретизируется в его существенных признаках:
- наличие людей, наделенных сознанием, как материально-духовных носителей организации и функционирования общества;
- функционирование системы организации и управления (государственные и общественные институты);
- нормы и принципы, поведения, общения и деятельности;
- наличие общественных отношений;
- мыслительная и практическая деятельность субъектов общества как их действительная жизнь и др.