Принципы группировки действующих лиц

Конфликт пьесы

 

Конфликт пьесы двойственен:

1) внешний, бытовой конфликт – борьба за вишнёвый сад, но он приглушён, не является главным;

2) внутренний конфликт – недовольство жизнью всеми героями пьесы, ощущение неотвратимого конца.

В конце XIX века в России Чехов увидел «безусловную и честную» правду – разрушение дворянских усадеб и переход их в руки капиталистов. В пьесе показана тема увядания дворянских «гнёзд», оскудение дворянства.

За сад идёт борьба (богач Дериганов хочет купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии). Но не это главное в пьесе. В отношениях героев, принадлежащих к различным общественным классам, нет враждебности и непримиримой борьбы. Главный конфликт пьесы – между человеком и временем, которое неумолимо отбрасывает назад тех, кто не может жить настоящим, не думает о будущем.

 

 

 

1) Прошлое – поместное дворянство (Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик);

2) Настоящее – буржуазия (Лопахин);

3) Будущее – молодое поколение (Петя Трофимов и Аня).


Поместное дворянство, старые хозяева вишнёвого сада, - это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Автор показывает и положительные, и отрицательные стороны представителей поместного дворянства. С одной стороны, Раневской и Гаеву присущи доброта, простота, честность, сочувствие к людям, непосредственность, любовь к природе, к своему «гнезду», к музыке. А с другой стороны, мы видим поверхностность их переживаний, неспособность защитить дорогое им имение, неприспособленность к труду, беспорядочную доброту, эгоистичность.

Драматизм – в их незащищённости, простодушии; комизм – в контрасте речи и поступков. Жизнь их прожита впустую, будущее – без надежд.

Близки к хозяевам и их слуги – Фирс и Яша. Фирс – крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. Яша – слуга нового поколения, наглый тип.

Буржуазия в образе Лопахина приходит на смену дворянству. Сложность и противоречивость характера Лопахина говорят о его временности. Чехов утверждает в нём не буржуазный практицизм, а трудолюбие. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о Родине, о нескладной, несчастливой жизни – это голос самого автора.

Молодое поколение – это Петя и Аня. Будущее, которое они видят, - это романтическое будущее. Образ Пети противоречив, и автор не уверен в том, что такие люди, как Петя, смогут сделать будущее прекрасным. Воплощение веры писателя в будущее – это Аня. Чехов изображает чистоту, непосредственность, цельность её характера.