Жанр романа

Композиция романа

 

В романе 4 тома и эпилог.

I том – 1805 год

II том – 1806 – 1811 гг.

III том – 1812 год

IV том – 1812 – 1813 гг.

Эпилог – 1820 год.

 

 

 

«Война и мир» - это роман-эпопея.

Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы, которая воплощает в себе судьбы народов и сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная картина мира, включающая в себя и исторические события, и облик повседневности, и различные человеческие характеры, и глубокие раздумья над судьбами мира, и личные переживания автора.

 


Черты эпопеи в романе «Война и мир»:

§ картины русской истории (Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение);

§ события общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов);

§ отношения помещиков и народа (преобразования Пьера Безухова и Андрея Болконского, бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников);

§ изображение различных слоёв населения (поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне);

§ широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра);

§ огромное количество человеческих характеров;

§ большая протяжённость во времени (15 лет);

§ широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

 

 

Основные композиционные приёмы романа

 

Главные художественные приёмы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, это:

1) приём противопоставления и сопоставления;

2) «срывание всех и всяческих масок»;

3) психологизм повествования, который раскрывается через внутренние монологи.

Основной композиционный приём, который использует Толстой в своём романе, - это противопоставление. Противопоставлены друг другу состояние войны и не войны. Показаны люди в огне войны, которая является постоянным спутником человека: это война с самим собой, с друзьями и врагами, родителями и детьми; это и война в обществе, война за деньги и власть, война самолюбий и честолюбий; это и война государств, часто столь же бессмысленная и кровопролитная. Как и война с собой или в обществе.

Война происходит и в мирное время – борьба за наследство старшего Безухова, неверность супругов, приводящая к дуэли (дуэль Пьера и Долохова), судьба Наташи, которая чуть не покончила жизнь самоубийством.

Толстой изображает и «мир» на войне – быт гусар (воровство Телянина), плачущий на поле боя император, посещение госпиталя Николаем Ростовым, смотры (Бранау, Ольмюц, Тильзит), советы (Вишау, Фили), визиты парламентариев (Андрей у Франца. Балашов у Наполеона, Лористон у Александра I), пребывание в плену (Пьер Безухов и Платон Каратаев, Петя Ростов и мальчик-француз), естественная смерть старого князя Болконского во время военных действий, восстание мужиков в Богучарове и т.п.


Таким образом, в романе «Война и мир» противопоставляются:

§ два состояния: мир и война;

§ различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причём и в мирное время, и в военное время;

§ передовое дворянство и светская аристократия;

§ отдельные герои: Наташа – Элен, Пьер, Андрей - Долохов, Анатоль;

§ полководцы Кутузов и Наполеон;

§ Кутузов и Александр I;

§ события: вечер у Анны Павловны Шерер и именины у Ростовых;

§ поведение на войне: Тушин, Тимохин – Долохов, Жерков.

 

Кроме противопоставления Толстой использует приём сопоставления. В романе сопоставляются:

§ образ жизни: Ростовы и Болконские;

§ герои: Андрей и Пьер;

§ правители: Александр I и Наполеон.