Стилистические особенности поэмы

 

Стиль – это стройная система элементов текста, которые находятся между собой в единстве, подчиняясь единому художественному замыслу.

Тема поэмы – изображение различных слоёв русского народа в пореформенное время.

Главная мысль поэмы – отсутствие в народной России счастливых, идеал которых «покой, богатство, честь». По мысли автора, счастлив тот, кто сознательно отдаёт свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции.

 

 


Для воплощения темы и основной идеи поэмы Некрасов находит и создаёт такие оригинальные и новаторские способы и приёмы:

§ жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей;

§ сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого;

§ философское понимание счастья, перевод его в духовно-нравственную область, которую автор не разделяет с общественной борьбой;

§ фольклорное начало в поэме: жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, использование пословиц, поговорок, загадок, народных примет и поверий;

§ народно-поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты крестьянской речи, поэтика народной речи.

 


ЛЕКЦИЯ № 16.

ПОВЕСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»

 

Повесть – хроника «Очарованный странник» (1873) развивает тему народной судьбы, поставленную Н.С. Лесковым в его «Соборянах».

Главный герой Иван Северьянович Флягин – бесправный крепостной человек, по образу своей жизни он – странник. Иван Флягин чувствует некую предопределённость всего, что случается с ним, поэтому он не простой странник, а «очарованный». В этой «очарованности» скрыт христианский смысл. От рождения герой принадлежит не самому себе. Это обещанный Богу ребёнок, вымоленный матерью Ивана. Жизнь Флягина выстраивается по православному канону, он обратил её на служение Богу и народу.

За очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик которой определён её православно-христианской верой.

Жизнь героя – это цепь злоключений, смена множества занятий (он был форейтором, разбойником, беглым холопом, нянькой, пленником, конэсером, укротителем лошадей, ходатаем по торговым делам, солдатом, чиновником, актёром, монахом). Скитался по всей России (Орловщина, Подмосковье, Карачев, Николаев, Пенза, Кавказ, Петербург, Корела, Соловки).

По внешнему облику Иван Флягин напоминает русского богатыря Илью Муромца, прямодушного и лишённого тщеславия.

В повести Иван Флягин является рассказчиком, человеком ярким, эмоциональным и увлекающимся. Перед читателем проходит вся панорам его жизни.

Флягин – русский национальный характер, показанный в процессе его развития и движения, с еще не развернувшимися потенциальными возможностями. Это натура художественно одарённая. Иван Флягин воспринимает мир как поэт, в целостных и живых образах.

Художественная одарённость Флягина вытекает из его православно-христианского мироощущения. Он искренно верует в бессмертие души, а в земной жизни человека видит лишь пролог к жизни вечной. У него отсутствует привязанность к земным благам. Православная вера позволяет Ивану смотреть на жизнь бескорыстно. Флягин чувствует красоту в единстве с добром и правдой. В его любовном приятии жизни совершенно отсутствует эгоизм, поэтому картина жизни, развёрнутая им в рассказе, как Божий дар, полнокровна, ярка, празднично прекрасна.

С православием связана и другая особенность внутреннего мира Флягина: во всех своих действиях и поступках герой руководствуется не разумом, а велением сердца. Но могучая сила жизненности, не контролируемая сознанием, приводит героя к ошибкам, имеющим тяжёлые последствия (убийство ни в чём не повинного монаха, периодические запои и безумные погружения в хмельной угар). Русскому национальному характеру в изображении Лескова явно не хватает мысли, воли и организации.

С юных лет Иван влюблён в красоту природы, в жизнь животных, он любит коней, любуется их красотой и совершенством. Иван Флягин бескорыстно любит свою Родину. Попав в плен к татарам, он тоскует о православной Руси, он не может войти в чужую жизнь, забыть свою христианскую веру.

После бегства из плена и возвращения на родину поворотным событием в жизни героя станет встреча с цыганкой Грушей, в которой он увидел высший тип человеческой красоты, само совершенство природы. Иван любит Грушу духовной любовью – братской, чистой и самоотверженной. Понимая это, она тянется к нему, как сестра, за поддержкой и опорой в трудную минуту.


Трагическая судьба Груши (любовь Груши и князя, у которого Иван был слугой – параллель любви Печорина и Бэлы) перевернула всего Ивана Флягина, исчезло озорство и бездушное своеволие, появилась ответственность за свои поступки. Любовь к Груше духовно подняла и пробудила Ивана. С этих пор смыслом его жизни становится желание помочь страдающему человеку, попавшему в беду. Так, испытав глубокое сочувствие к горю старичков, вынужденных отдавать в рекруты единственного сына, Иван берёт себе его имя и уходит за него в солдатскую службу.

Флягина начинает мучить совесть за бездумно прожитые годы. Даже совершив героический поступок, Флягин, отвечая на похвалы командира, говорит: «Я, ваше благородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет. Я на своём веку много неповинных душ погубил».

В монастырском уединении герой очищает душу духовными подвигами. Пройдя через аскетическое самоочищение, Флягин обретает дар пророчества. Предчувствует Иван великие испытания, которые суждено пережить народу России.

В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальный тип русского праведника, основой жизни которого является почтение к делам великих предков, стремление жить в ладу со «старой сказкой», христианское вероучение и забота о ближнем.

 


ЛЕКЦИЯ № 17.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

 

В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова с 1731 по 1825 год. В фантастических героях и событиях есть отзвуки реальных исторических фактов названного временного периода, хотя писатель стремится придать изображаемому вневременной, обобщённый смысл.

Повествование идёт от лица вымышленных глуповских архивариусов XVIII – начала XIX вв. Но в их рассказы вплетаются факты и события более позднего времени. Да и в глуповских градоначальниках обобщаются черты разных государственных деятелей различных исторических эпох.

В центре произведения – сатирическое изображение народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Писатель убеждён, что бюрократическая власть является следствием народного «несовершеннолетия» - «глупости».

Город Глупо странен и причудлив, часто парадоксален. То он вбирает в себя признаки двух русских столиц – Петербурга и Москвы. То он представляется уездным городишком, то захудалым русским селом, но при этом оказывается, что его плетень соседствует с границами Византийской империи.

Город Глупов вобрал в себя признаки всех городов, сёл и деревень России, в нём воплотились характерные черты всего самодержавного государства.

Глуповские жители тоже фантастичны: временами они походят на столичных и губернских горожан, но эти горожане живут в деревянных избах, пашут и сеют, пасут скот. Столь же несообразны и глуповские власти: градоначальники совмещают в себе повадки, типичные для русских царей и вельмож, губернаторов, городничих и сельских старост.

Глуповцы видят в своих градоначальниках кумиров, земных идолов, от произвола которых зависит всё – и климат, и урожай. И общественные нравы. Да и сами градоначальники властвуют как языческие боги, и властолюбие их безгранично.

Жизнеописания выдающихся глуповских градоначальников открывает Брудастый. В его голове вместо мозга действует нечто вроде шарманки, наигрывающей два окрика: «Раз-зорю!» и «Не потерплю!» У другого градоначальника по имени Прыщ голова «фаршированная», и он тоже не способен думать. Так сатирик с помощью гротеска и сатирической фантастики высмеивает бюрократическую безмозглость русской государственной власти.

На чём же держится деспотический режим? Какие особенности народной жизни его порождают и питают? Писатель сатирически изображает глуповцев – народную массу, которая политически наивна, ей свойственны неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство.

В заключительной главе книги Салтыков-Щедрин выводит еще одного градоначальника – Угрюма-Бурчеева, который заставляет глуповцев разрушить город Глупов и построить новый город Непреклонск. Угрюм-Бурчеев вводит новые бредовые правила жизни.

«История одного города» завершается гибелью Угрюм-Бурчеева, после чего обруганные и униженные глуповцы вздохнули свободно. Но дальше произошло неслыханное зрелище: пришло ОНО – не то ливень, не то смерч, не то грозовая буря, ОНО вызвало ужас на всех лицах, охватило все сердца. История прекратила течение своё.

Долгое время считалось, что это картина революционного гнева, наконец проснувшегося в глуповцах. Другие считали, что это еще более суровый и деспотичный режим. Третьи воспринимали финал книги как конец истории человечества.

Но несмотря на все сомнения и противоречия, неизменной оставалась вера Салтыкова-Щедрина в свой народ и в свою историю. Сатира, гнев и презрение писателя рождались из суровой и требовательной любви к Родине, из веры в её творческие силы.


ЛЕКЦИЯ № 18.

РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И

НАКАЗАНИЕ»

 

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых сложных произведений мировой литературы.

Роман был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге, он отражает реальное время и его социальные проблемы.