Образ Базарова

Особенности композиции романа

 

Действие романа сжато во времени: от начала действия до смерти Базарова проходит всего 2 месяца.

Роман делится на 3 части, которые соотносятся с передвижениями героев в пространстве:

1) В Марьино, усадьбе Кирсановых, происходит первое знакомство с героями и изложение ими своих взглядов.

2) Проверка героев и их идей жизнью. Аркадий и Базаров отправляются в город, знакомятся с Одинцовой, вскоре приезжают к ней в Никольское, где происходит испытание их любовью. Оттуда они направляются в деревню к родителям Базарова.

3) Подведение итогов. Друзья возвращаются в Марьино, где Базаров уже отдаляется от Аркадия, в отношениях с Павлом Петровичем подводит черту дуэлью, отправляется в Никольское распрощаться с Одинцовой, а затем к родителям, где и заканчивает свою жизнь.

 

 

 

Базаров – герой своего времени, демократ и нигилист. Он обладает исключительной энергией и мужественностью, твёрдостью характера и самостоятельностью. Неустанным трудом Базаров приобрёл знания в естественных науках. Интерес к ним не случаен: именно в эти годы в России происходит развитие естествознания (А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев).

Базаров – нигилист, отрицающий все устои общества, все верования, идеалы и авторитеты. Истина для него – только голые научные факты. Базаров уверен в себе, он сразу ставит себя в оппозицию ко всем людям. Его совершенно не беспокоит, что думают о нём другие.

Базаров отрицает любовь, он сводит её только к физиологии. Базарову чужд мир прекрасного, для него всё это – «романтизм, чепуха, гниль, художество».


Из подобного отношения к жизни, а также из безмерной гордости берёт своё начало жизненная философия Базарова. Она заключается в полном и беспощадном отрицании, в неограниченной свободе личности: человек нравственно ничем не связан.

Но нигилизм Базарова терпит крах. Он страстно влюбляется в Одинцову и тем самым приобщается к тому духовному миру, который отрицал. Жизнь оказалась сложнее его идей, его полная свобода рухнула, и он оказался зависимым от чувства. Неразделённая любовь разрушает Базарова: он впадает в тоску и начинает заниматься самоанализом, что до сих пор считал признаком слабости. Он философствует и осознаёт безысходность своей позиции в мире.

Тургенев не смог однозначно отнестись к своему герою, поэтому образ Базарова противоречив. Явно отрицая нигилистические взгляды, автор показывает его во многих сценах сильнее старшего поколения. Сам Тургенев не мог определить своего отношения к Базарову: «…Я сам не знаю, люблю ли я его или ненавижу».