Противоборство земных и небесных сил

Тема самопознания, космические мотивы,

Тема жизни и смерти

 

Тема жизни и смерти является ведущей в лирике Лермонтова и наполняется глубоким философским содержанием.

Поиск гармонии личности с миром оказывается тщетным: нельзя убежать от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни в шумном городе, ни в бою. Мечты и надежды лирического героя обречены, усиливается драматическое мироощущение жизни. Трагичность жизни – это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти. Смерть является для поэта как бы продолжением жизни, силы бессмертной души никуда не исчезают.

Без ответа остаётся у Лермонтова вечный вопрос бытия: где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

«Валерик»

«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»)

 

 

Стремление к вечным ценностям и вечной жизни, наполненной красотой и гармонией, соединяются у Лермонтова с замкнутым миром героя, с осознанием невозможности достижения «свободы и покоя». Поэтому лирический герой Лермонтова – личность вселенского масштаба, равная мирозданию, подобная Творцу. В этом выражается стремление Лермонтова соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное и бесконечное.

«Мой демон»

«Земля и небо»

«Выхожу один я на дорогу»

 

 


ЛЕКЦИЯ № 6.

Н.В. ГОГОЛЬ. «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»

 

«Петербургские повести» - это сборник повестей («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Коляска»). Они объединены общим местом действия (Санкт-Петербург 1830-1840-х годов), общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя (разночинца, «маленького» человека), общей идеей (развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы).

Сквозная тема «Петербургских повестей» - обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза.

Все повести петербургского цикла составляют художественную энциклопедию чиновничьей жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей и внешнего порядка. Здесь властвует сила чина, нивелирующая личность.

В «Петербургских повестях» Гоголь обращается к фантастике, но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму.

 

 

Повесть «Портрет»

 

В повести «Портрет» Гоголь изложил свои суждения о сущности и назначении искусства.

По своей композиции повесть делится на 2 части.

В первой части гоголь рассказывает трагическую историю молодого талантливого художника Чарткова, купившего демонический портрет, который вводит его в мир денег и соблазнов. В этом мире талант погибает, в итоге Чартков сходит с ума и умирает в страшных мучениях.

Во второй части Гоголь переносит действие в XVIII век5 и рассказывает историю создания портрета, приносящего несчастья и своему создателю, и свои владельцам.

В повести «Портрет» отразились сокровенные мысли Гоголя о духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может служить как добру, так и злу. Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять соблазнам, в труде и вере.

В заключение повести Гоголь приводит напутствие, которое создатель портрета даёт своему сыну, пошедшему по стопам отца: «Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его». Гоголь считает, что Бог наделяет своих избранников талантов, чтобы они смогли приоткрыть людям Божественную тайну мира. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою.

Таким образом, в повести «Портрет» Гоголь изобразил трагедию художника в современном бездушном мире, а также трагические последствия больного искусства, попавшего под влияние злых, демонических соблазнов и оказывающего разрушительное влияние на судьбы людей.

 

 


ЛЕКЦИЯ № 7.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА