Тема отрицания существующей действительности, критика самодержавия

Тема свободы, вольности, борьбы

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Образ Петра I

Образ Евгения

Образ стихии

 

Хотя Евгений и обвиняет во всём Медного всадника, но его счастье губит вовсе не он, а природная стихия. Таким образом, в поэме 3 главных героя – Петр I, Евгений и стихия.

 

 

Образ Евгения несёт на себе двойную нагрузку. С одной стороны, он мелкий чиновник, с другой – личность, бунтарь.

В первой части мы видим стремление Евгения трудом доставить себе независимость и честь. Он тревожится за судьбу Параши, спешит к ней. Жизнь и любовь для него нераздельны. Поэтому так безгранично горе его утраты. Так, во второй части поэмы из бедного чиновника Евгений превращается в безумца, грозящего царю и самодержавию.

Но бунт сошедшего с ума Евгения – бунт бессмысленный, так как ответственность за Россию в поэме несёт не только Петр, но и «маленький» человек Евгений, некогда принадлежащий к дворянскому сословию, на котором всегда лежал тяжелый груз ответственности государственных забот.


 

Образ Петра в поэме неоднозначен. Пушкин показывает «два лика» Петра. Во вступлении царь показан живым, объятым великими думами.

Во второй части среди потопа Пушкин даёт другой образ Петра. Восхищение здесь граничит с ужасом, Россия в образе коня вздёрнута им над бездной. И Медный всадник – уже не Петр-преобразователь, а «горделивый истукан», «кумир на бронзовом коне». Куда скачет этот конь, какова его судьба? Пушкин всей душой с Петром-преобразователем, но против Медного всадника, т.е. власти, для которой не имеет значения человеческий фактор.

 

 


ЛЕКЦИЯ № 5.

 

После подавления декабристского восстания главным в общественной жизни России было преследование свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции и утверждения нового цензурного устава. В творчестве М.Ю. Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов XIX века.

Творчество М.Ю. Лермонтова можно условно поделить на 2 периода: 1828-1836 гг. (ранний период) и 1837-1841 гг. (зрелый период). Граница – 1837 год, год гибели А.С. Пушкина.

Основными темам и мотивами лирики М.Ю. Лермонтова являются:

 

 

Тема характерна для ранней лирики, в которой звучат гражданские мотивы и свободолюбивые настроения. Лирический герой ранней лирики – романтик, мечтающий переделать мир к лучшему, избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. Его судьба – одиночество, страдание и героическая смерть.

«Парус»

«Желание»

 

 

Острое ощущение социальной несправедливости выражается у Лермонтова в стихах, близких по своей проблематике к лирике декабристов. Но политическая тема у Лермонтова осложняется экзистенциальной, темой безвременной тоски, от которой гаснет душевный огонь.

«Жалобы турка»

«Прощай, немытая Россия»

«Смерть поэта»