Особенности игры.
Особенности психического развития в дошкольном возрасте.
- Игра, как ведущий тип деятельности дошкольника.
- Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
- Кризис семи лет.
1. В дошкольном возрасте (3 – 6 лет) социальная ситуация совместной деятельности ребёнка и взрослого распадается, возникает новая жизнь, жизнь ребёнка в жизни взрослого. В этом возрасте возникают определенные взаимоотношения со сверстниками, т.е. появляется «детское общество». Ведущая деятельность – игра.
В 1933 году Выготский в своей лекции «Роль игры в психическом развитии дошкольника» впервые говорит об игре, как о ведущей деятельности дошкольника, и отмечает, что она имеет такое же значение для психического развития дошкольника, как обучение для младшего школьника. По мнению Д.Б. Эльконина, ролевая игра в дошкольном возрасте представляет собой деятельность, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослых и в обобщённой форме в специально созданных игровых условиях воспроизводит действия и отношения взрослых. Элементы сюжетно-ролевой игры (Эльконин):
- Роль.
- Игровые действия.
- Игровые отношения.
- Предметы-заместители (игрушки).
- Правила.
- Сюжет игры.
- Элемент содержания.
- Воображаемая ситуация.
Важным элементом игры по мнению Эльконина, является роль; по мнению Выготского – воображаемая ситуация. Игра приводит к качественным изменениям психики ребёнка:
- Развивает произвольность познавательных процессов.
- Развивается связанная речь.
- Развивается произвольное поведение.
- Развитие коммуникативных навыков.
В дошкольном возрасте каждый год происходят существенные изменения. Существуют три периода:
- Младший дошкольный возраст (3 – 4 года).
- Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
- Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
В младшем дошкольном возрасте дети в основном играют одни, и содержанием игры является воспроизведение действий взрослых. Однако, в играх младшего дошкольного возраста есть противоречия: с одной стороны, это простое воспроизведение действий взрослых, но с другой стороны, в игре есть и роль, и воображаемая ситуация, которую ребёнок не обыгрывает, но исключить её из игры не возможно.
В среднем дошкольном возрасте играют вместе. Основным содержанием игры является воспроизведение отношений людей. Появляются сюжетно-ролевые игры.
В старшем дошкольном возрасте играют вместе. Сюжетно-ролевые игры совершенствуются. Основным содержанием игры являются игры с правилами. Появляются игры-соревнования.
В процессе игры ребенок быстро познает возможность заменить реальный предмет воображаемым. Появляется символическая игра. В ней ребенок с помощью индивидуальных символов, воспроизводит реальность, сначала заменяя один предмет другим, а затем и сами предметы символами. Появляется символическая функция.
Особенности символической функции:
- Дети младшего дошкольного возраста лишь по указанию взрослых могут заменить один предмет другим в игре, но новое назначение предмета сохраняется недолго.
- В среднем дошкольном возрасте дети сами переименовывают предметы, опираясь на их функции, у них «не всё может быть всем». Новое назначение предмета сохраняется на протяжении игры.
- В старшем дошкольном возрасте само переименование предметов превращается в самостоятельную игру, разрушая первоначальный сюжет. Новое назначение сохраняется долго.
Символизация проявляется в игре дважды:
- Ребёнок берёт на себя роль.
- Происходит замена одного предмета другим.
Только благодаря этой двойной символизации, действие включается в деятельность, и игра приобретает определенный смысл.
Выделяют две группы игрушек, которые оказывают наибольшее влияние на психическое развитие ребенка:
- Предметы-копии окружающих предметов (игрушечная мебель). Они способствуют схождению ребёнка в мир взрослых.
- Куклы, изображения животных.
Важным новообразованием в развитии дошкольников является соподчинение мотивов. Ведущим мотивом является стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых. Кроме этого формируется просоциальные мотивы: сочувствие, помощь другим.
Дошкольный возраст является сенситивным для:
Формирования мотива достижения успехов.
Формирования личности на основе подражания.
2. Внимание. Объектом внимания является речь взрослого, а также не только предмет, но и его функциональные связи с другими предметами.
Особенности внимания:
- Формируется произвольное внимание, т.е. ребенок обращает внимание не только на то, что интересно, но и на то, что требует взрослый.
- Рост устойчивости внимания. Увеличивается продолжительность детских игр, и они меньше отвлекаются во время игры.
- Увеличивается объём внимания – 2 - 3 объекта. Однако дет 4 – 6 лет с трудом различают сюжетные, мало отличные друг от друга предметы.