Особенности игры.

Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

  1. Игра, как ведущий тип деятельности дошкольника.
  2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
  3. Кризис семи лет.

 

1. В дошкольном возрасте (3 – 6 лет) социальная ситуация совместной деятельности ребёнка и взрослого распадается, возникает новая жизнь, жизнь ребёнка в жизни взрослого. В этом возрасте возникают определенные взаимоотношения со сверстниками, т.е. появляется «детское общество». Ведущая деятельность – игра.

В 1933 году Выготский в своей лекции «Роль игры в психическом развитии дошкольника» впервые говорит об игре, как о ведущей деятельности дошкольника, и отмечает, что она имеет такое же значение для психического развития дошкольника, как обучение для младшего школьника. По мнению Д.Б. Эльконина, ролевая игра в дошкольном возрасте представляет собой деятельность, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослых и в обобщённой форме в специально созданных игровых условиях воспроизводит действия и отношения взрослых. Элементы сюжетно-ролевой игры (Эльконин):

  1. Роль.
  2. Игровые действия.
  3. Игровые отношения.
  4. Предметы-заместители (игрушки).
  5. Правила.
  6. Сюжет игры.
  7. Элемент содержания.
  8. Воображаемая ситуация.

Важным элементом игры по мнению Эльконина, является роль; по мнению Выготского – воображаемая ситуация. Игра приводит к качественным изменениям психики ребёнка:

  1. Развивает произвольность познавательных процессов.
  2. Развивается связанная речь.
  3. Развивается произвольное поведение.
  4. Развитие коммуникативных навыков.

В дошкольном возрасте каждый год происходят существенные изменения. Существуют три периода:

  1. Младший дошкольный возраст (3 – 4 года).
  2. Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
  3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

В младшем дошкольном возрасте дети в основном играют одни, и содержанием игры является воспроизведение действий взрослых. Однако, в играх младшего дошкольного возраста есть противоречия: с одной стороны, это простое воспроизведение действий взрослых, но с другой стороны, в игре есть и роль, и воображаемая ситуация, которую ребёнок не обыгрывает, но исключить её из игры не возможно.

В среднем дошкольном возрасте играют вместе. Основным содержанием игры является воспроизведение отношений людей. Появляются сюжетно-ролевые игры.

В старшем дошкольном возрасте играют вместе. Сюжетно-ролевые игры совершенствуются. Основным содержанием игры являются игры с правилами. Появляются игры-соревнования.

В процессе игры ребенок быстро познает возможность заменить реальный предмет воображаемым. Появляется символическая игра. В ней ребенок с помощью индивидуальных символов, воспроизводит реальность, сначала заменяя один предмет другим, а затем и сами предметы символами. Появляется символическая функция.

Особенности символической функции:

  1. Дети младшего дошкольного возраста лишь по указанию взрослых могут заменить один предмет другим в игре, но новое назначение предмета сохраняется недолго.
  2. В среднем дошкольном возрасте дети сами переименовывают предметы, опираясь на их функции, у них «не всё может быть всем». Новое назначение предмета сохраняется на протяжении игры.
  3. В старшем дошкольном возрасте само переименование предметов превращается в самостоятельную игру, разрушая первоначальный сюжет. Новое назначение сохраняется долго.

Символизация проявляется в игре дважды:

  1. Ребёнок берёт на себя роль.
  2. Происходит замена одного предмета другим.

Только благодаря этой двойной символизации, действие включается в деятельность, и игра приобретает определенный смысл.

Выделяют две группы игрушек, которые оказывают наибольшее влияние на психическое развитие ребенка:

  1. Предметы-копии окружающих предметов (игрушечная мебель). Они способствуют схождению ребёнка в мир взрослых.
  2. Куклы, изображения животных.

Важным новообразованием в развитии дошкольников является соподчинение мотивов. Ведущим мотивом является стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых. Кроме этого формируется просоциальные мотивы: сочувствие, помощь другим.

Дошкольный возраст является сенситивным для:

Формирования мотива достижения успехов.

Формирования личности на основе подражания.

 

2. Внимание. Объектом внимания является речь взрослого, а также не только предмет, но и его функциональные связи с другими предметами.

Особенности внимания:

  1. Формируется произвольное внимание, т.е. ребенок обращает внимание не только на то, что интересно, но и на то, что требует взрослый.
  2. Рост устойчивости внимания. Увеличивается продолжительность детских игр, и они меньше отвлекаются во время игры.
  3. Увеличивается объём внимания – 2 - 3 объекта. Однако дет 4 – 6 лет с трудом различают сюжетные, мало отличные друг от друга предметы.