Теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии.

Периоды | Подпериоды и стадии Возраст
I. Сенсо-моторный ин­теллект 0-2 года
  1.Упражнение рефлексов 0-1 месяц
    2.Элементарные навыки, первич­ные круговые реакции 1-4 месяца
    3.Вторичные круговые реакции 4—8 месяцев
    4.Начало практического интел­лекта 8-12 месяцев
    5.Третичные круговые реакции 12-18 меся­цев
    6.Начало интериоризации схем 18-24 месяца
П. Репрезентативный интеллект и конкрет­ные операции 2-11 лет
  1Дооперациональные представ­ления 2-7 лет
    2. Конкретные операции 7-1 1 лет
Ш. Формальные опера­ции 11-15 лет

Ребенок имеет определенные схемы действий, позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Но, независимо от степени трудности стоящих перед ребенком проблем, им используются два основных механизма — ассимиляции и аккомодации. Когда новая задача меняется и подгоняется под уже имеющуюся схему дей­ствия, происходит ассимиляция - включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справляется без изменения наличных схем действия. При аккомодации схемы действий изменяются так, чтобы можно было их применить к новой задаче, процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает адапта­цию. А завершает адаптацию установление равновесия, когда тре­бования среды (задачи), с одной стороны, и схемы действий, кото­рыми ребенок владеет, — с другой, приходят в соответствие. Ин­теллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая уравновешенность до­стигается только в подростковом возрасте, на уровне формальных операций.

Стадии— это ступени или уров­ни развития, последовательно сменяющие друг друга.

Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. Некоторые из них, например рефлекс сосания, способны изменяться. После некоторого упражнения ребенок сосет лучше, чем в первый день, затем начинает сосать не только во время еды, но и в промежут­ках — свои пальцы, любые предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов. В результате упражнения ре­флексов формируются первые навыки. На второй стадии ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом дви­жение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка ле­жат первичные круговые реакции — повторяющиеся действия. Од­но и то же действие ребенок повторяет снова и снова (скажем, дергает за шнур) ради самого процесса. Такие действия подкреп­ляются собственной активностью ребенка, которая доставляет ему удовольствие.

Вторичные круговые реакции появляются на третьей стадии, когда ребенок сосредоточен уже не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действие повторяется ради того, чтобы продлить интересные впечатления. Ребенок долго встряхивает погремушку, чтобы продлить заинтересовавший его звук, проводит по прутьям кроватки всеми предметами, которые оказались в руках, и т.п.

Четвертая стадия - начало практического интеллекта. Схемы действия, образованные на предыдущей стадии, объединяются в еди­ное целое и используются для достижения цели. Когда случайное из­менение действия дает неожиданный эффект — новое впечатле­ние, — ребенок его повторяет и закрепляет новую схему действия.

На пятой стадии появляются третичные круговые реакции: ре­бенок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть, к ка­ким результатам это приведет. Он активно экспериментирует.

На шестой стадииначинается итрериоризация схем действий. Если раньше ребенок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он уже мо­жет комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению. Например, девочка, держа в обеих руках предметы, не может открыть дверь и, потянувшись к дверной руч­ке, останавливается. Она кладет предметы на пол, но, заметив, что открывающаяся дверь их заденет, перекладывает в другое место.

Около 2 лет формируется внутренний план действий. На этом заканчивается сенсомоторный период, и ребенок вступает в новый период — репрезентативного интеллекта и конкретных операций. Репрезентативный интеллект - мышление с помощью пред­ставлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе до операциональных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Ярким примером этого служат так называемые феномены Пиаже.

Такая специфика детской логики так же, как и реализм, обусловлены главной осо­бенностью мышления ребенка — его эгоцентризмом. Эгоцентризм - особая интеллектуальная позиция ребенка. Этап конкрет­ных операций связан со способностью к рассуждению, доказа­тельству, соотнесению разных точек зрения. Логические операции, тем не менее, нуждаются в опоре на наглядность, не могут произ­водиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкрет­ными). Складывающаяся у ребенка примерно к 11 годам система операций подготавливает почву для формирования научных поня­тий.

Последний, высший период интеллектуального развития — пе­риод формальных операций. Подросток освобождается от конкрет­ной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и при­обретает возможность мыслить так же, как взрослый человек. Он рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным.