Ощущения
Когнитивная сфера личности
Навыки и умения
Навык – это формируемое путем многократного повторения, частично автоматизированное действие с минимальным контролем со стороны сознания, в основе которого лежит динамический стереотип.
Умение – освоенный субъектом способ выполнения неавтоматизированного действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения в отличие от навыков, обеспечивают выполнение действий в изменяющихся условиях (навык – в привычных).
Этапы формирования навыков:
I. Ознакомительный. Субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации.
2. Подготовительный этап включает аналитическую и синтетическую стадию. Сначала осваиваются отдельные элементы действия, а затем они объединяющий я единое целое.
3.Стандартизирующий. На этом этапе путем многократного повторения достигается автоматизация действия. Внимание субъекта деятельности переключается с самого действия на результат.
4. Варьирующий. На этом этапе начинается деавтоматизация действия, отклонения от заданных параметров, ошибки выполнения.
Навыки взаимодействуют друг с другом. Если навыки способствуют более легкому формированию других навыков, это явление называется переносом. Если навыки мешают формированию новых навыков или разрушают другие навыки, такое явление называется интерференцией.
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.
Анатомической основой ощущений является анализатор.
Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.
Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.
Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.
Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.
Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.
Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.
Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.
Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.
Вопросы для самопроверки:
Дайте определение понятию «ощущение».
Какие пороги ощущений существуют?
Что такое адаптация органов чувств?
Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.