Принципы воспитания

Общепедагогические принципы – гражданская направленность воспитания, действенность, непрерывность, единство воспитательных воздействий. Воспитание в коллективе находят полную реализацию в системе специального воспитания.

В качестве коррекционных принципов можно выделить:

· оптимистическая перспективность воспитательного процесса;

· коррекционно-развивающий характер воспитания;

· комплексный подход и продуктивное воздействие на воспитанника;

· индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания;

· требовательность, сочетаемая с уважением к личности.

Практическая реализация перечисленных принципов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспитанию в целом. Остановимся на отдельных принципах коррекционного воздействия.

Оптимистическая перспективность воспитательного процесса. Сущность принципа заключается в опоре на положительное в ребенке. Воспитатель в процессе своей деятельности и деятельности учащегося должен помнить несколько очень важных требований, которые можно сформулировать следующим образом: «замечай и не спеши», «лучше посоветовать, чем приказывать», «подчеркивай в ребенке хорошее, дай ему возможность подумать и исправиться». Необходимо найти у ребенка положительные черты, развивать их.

Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостатков психофизического развития и на этой основе создание условий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью.

Принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных на учащегося, воспитанника. Реализация этого принципа в процессе воспитания ученика осуществляется в первую очередь:

· на основе глубокого анализа психолого-медико-педагогических данных, результативности всех форм воздействия на воспитанника;

· с помощью коррекционных средств, в результате которых происходит положительная динамика, осуществляется комплексное влияние на личность в целом.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. Состав учащихся по своим психофизическим данным неоднороден. Один ученик включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Ввиду этого индивидуальный подход в процессе воспитания имеет немаловажное значение.

Педагог должен учитывать особенности, которые присущи отдельной личности, такие, как уровень воспитанности, уровень понимания заданий, отношение к ним, возможность участия в мероприятиях класса, группы. Выполнение режимных моментов, заданий воспитательного характера, участие в тематических мероприятиях должны носить сугубо индивидуальный характер, а выбор их воспитатель осуществляет после предварительного анализа исходных данных путем включения конкретного индивидуума в разнообразную деятельность.

Если состав воспитанников более однороден, а речь идет о типологических различиях по отдельным показателям, например по уровню поведенческих расстройств, возможности участия в мероприятии, пониманию значимости выполняемого задания, целесообразно осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Воспитательная группа делится на типологические подгруппы (сильных, средних и вариативных учащихся; по проявлению поведенческих расстройств – дети сповышенной двигательной активностью, повышенной утомляемостью, психопатоподобным поведением).

Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. Этот принцип предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы.