Этапы трудового и профессионального обучения учащихся вспомогательной школы

Основной характеристикой трудовой деятельности является сознательность. Трудовые действия человека подчиняются определенной цели – будущему результату этих действий. Цель деятельности формируется в голове работника до начала фактических действий в виде сознательного представления не только конечного результата своих будущих действий, но и всего процесса достижения своей цели. Однако для детей с задержкой умственного развития такие представления не всегда очевидны. Таким образом, обучение умственно отсталых детей навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, складывается из трех основных этапов.

1. Развитие интеллектуальных и волевых качеств, направленных на осознание цели и условий деятельности.

2. Обучение (путем постоянного тренинга) самостоятельной разработке программы действий (плана работы).

3. Обучение детей технологическим приемам, необходимым для непосредственного выполнения работы.

Непременное условие каждого из названных этапов – постоянный контроль действий и результатов, как во время всего процесса обучения, так и на каждом отдельном участке работы.

На первых двух этапах ребенок должен в уме осуществить свой замысел и мысленно создать идеальный образ будущих действий и их результатов. Это называют предварительной ориентировкой в задании. Основным ориентиром является сохраняемый в памяти образ будущего результата. Во время предварительной ориентировки формируются также представления и знания ребенка об условиях выполнения задания. Они, также как и образ будущего результата, служат ориентирами для последующих практических действий. На уроках труда учащиеся обычно используют и другие ориентиры, специально созданные учителем (наглядные пособия, учебные инструкционные карты и т. п.). Цель использования этих ориентиров – облегчить и активизировать умственные трудовые действия учащихся. Этап планирования заключается в определении порядка и содержания действий для достижения цели с учетом имеющихся условий. Результативность труда во многом зависит от полноты содержания плана работы. Важным этапом работы является практическое усвоение учеником приемов работы. Трудовой прием – это комплекс практических действий, направленный на получение промежуточного, элементарного и законченного результатов трудовой деятельности. Различают приемы умственной и практической (предметной) деятельности. Во время практической работы используются оба типа приемов.

Однако выполнение приема первого типа не приводит к изменению объекта труда. Практическое выполнение приема предметной деятельности изменяет объект труда, т. е. изменяются его форма, размеры, положение, внутреннее состояние или на объект труда наносятся знаки для выполнения последующих операций. Важным свойством трудовой деятельности является возможность работающего использовать в своем труде ранее сформированные навыки, которые должны закрепляться посредством повторения.