Типы и структура уроков во вспомогательной школе

В специальном образовательном учреждении используют те же типы и структуры урока, как и в обычных школах, но с учетом особенностей обучающихся детей. Выделяются следующие типы уроков:

1) уроки смешанные или комбинированные. При их проведении сочетаются, комбинируются различные цели и виды учебной работы;

2) уроки изучения нового учебного материала посвящаются главным образом работе над усвоением новых знаний;

3) уроки закрепления изученного материала направлены на организацию повторения и закрепления пройденного материала;

4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала проводятся в конце изучения темы, раздела;

5) уроки-семинары, уроки-конференции проводятся после изучения определенного раздела учебной программы для углубления знаний, обсуждения узловых вопросов;

6) уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем, разделов учебной программы для проверки усвоения материала.

Каждый тип урока имеет свою структуру.

1. Уроки смешанные, или комбинированные.В них обычно имеют место следующие структурные компоненты:

1. организация учащихся для занятий. Суть ее – психологически настроить учащихся к работе, возбудить у них внимание и активное отношение к занятиям;

2. повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся;

3. осмысление и усвоение нового материала. Первичное восприятие и осмысление нового материала, его последующее, более глубокое осмысление и запоминание;

4. работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике (связана с использованием метода устных, письменных и практических упражнений);

5. задание на дом.

2. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции.

1) организация учащихся для занятий;

2) краткий опрос учащихся по пройденному материалу;

3) постановка темы и определение основных целей занятий;

4) изложение новой темы;

5) краткий опрос учащихся по новому материалу;

6) задание на дом.

3. Уроки закрепления изучаемого материала

1) опрос или фронтальная беседа по пройденному материалу;

2) проведение тренировочных упражнений;

3) небольшая самостоятельная работа.

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала.

1. беседа и устный опрос;

2.организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

5. Уроки-семинары. Уроки-конференции.

1.Обсуждение вопросов семинара.

6. Уроки проверки и оценки знаний

1) устный опрос;

2) проведение проверочных работ.

В специальном образовательном учреждении для стимулирования интереса к учению можно использовать нетрадиционные уроки. Это уроки-конкурсы (КВН, викторины, смотр знаний и др.); уроки-драматизации (спектакль, концерт, утренник и др.); интегрированные уроки; уроки в игровой форме; уроки-путешествия. Все эти уроки также реализуют дидактические развивающие и воспитательные задачи урока.

Литература: 15, 25, 26, 35, 51, 62, 63, 97.