Воспитание индивидуальности и коллективизма в личности.
Гармонизация отношений человека и природы.
Воспитание психологического и физического здоровья.
Формирование духовности личности.
Духовность – это внутренний мир человека, определяющий его личное «я», его образ, судьбу, роль в обществе.
Духовность – это выход к высшим ценностям личности, ее менталитету.
Формирование духовности – это строительство внутреннего мира человека его личными стремлениями, желаниями. Задача педагога – в руководстве и регулировании этого стремления.
3. Воспитание экономического мышления человека–труженика.
Общество должно ценить высокий профессионализм. Воспитание экономического мышления может рассматриваться как формирование уважения к труду, социально-психологической подготовки к нему, желания совершенствоваться в профессиональном деле.
Под психологическим здоровьем следует понимать состояние морально-жизненного равновесия и психологического комфорта человека, отсутствие значительных отклонений в его физическом развитии. Важно научить видеть в жизни в первую очередь хорошее и стойко противостоять плохому (психологические тренинги, спорт).
В основе – гуманизация отношений человека и природы.
Под гуманизацией отношений человека и природы понимается формирование у людей морально-экологического сознания, которое проявляется в соответствующей деятельности, в соответствующем отношении к природе.
Воспитание индивидуальности может осуществляться только через личностно-дифференцированный подход.
II.
Структура управленческих органов в школе очень многообразна. Условно их можно разделить на 3 группы:
1. общешкольная конференция (представителей учащихся, работников школы, родителей, общественности), совет школы;
2. должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми школьными подразделениями: директор, заместители, организатор, вожатый, завхоз;
3. общественные организации школы: ученические комитеты, пионерские организации и т.д..
Взаимодействие всех этих групп осуществляется на основе принципов:
· деловое сотрудничество всех управленческих органов в планировании работы;
· демократизм и гласность в осуществлении руководства, опора на общественное мнение;
· персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей за успех работы;
· выделение главных проблем в работе школы и концентрирование на них усилий педагогического коллектива;
· поддержание благожелательного психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах;
· тактичный и регулярный контроль за ходом работы в школе;
· поощрение педагогического творчества.
Высшим органом власти в школе – является конференция.
Конференция принимает Устав школы. Кроме того, конференция утверждает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества учебно-воспитательной работы, финансовые вопросы, укрепления материально-технической базы школы. При необходимости создает комиссии школы, советы, устанавливает их полномочия. Тайным голосованием на конференции избирается совет школы.
Проводится конференция не реже 1 раза в год.
В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят педагогические работники, учащиеся, родители, общественность.
Совет школы:
· организует выполнение решений конференции;
· утверждает план развития школы;
· представляет интересы школы в государственных и общественных органах, а также интересы учащихся;
· по представлению педсовета определяет содержание методической и воспитательной работы;
· устанавливает режим работы школы;
· осуществляет контроль кадрового вопроса;
· проводит аттестацию кадров;
· контролирует расходы бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд.
III.
Директор школы назначается органами народного образования.
В его обязанности входит:
· руководство педагогическим коллективом, обеспечение правильной расстановки кадров;
· создание условий для повышения профессионального мастерства и педагогического творчества учителей;
· организация профессиональной ориентации работы среди учащихся;
· поддержание связей с общественными организациями и предприятиями;
· работа с родителями;
· укрепление учебно-материальной базы;
· поддержание санитарно-гигиенического режима в школе;
· прием и увольнение обслуживающего персонала в школу;
· представление учителей по согласованию с советом школы к аттестации, поощрениям и т.д.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию педагогического процесса, за выполнение программ, качество преподавания, знаний учащихся, осуществляет контроль за ходом учебно-воспитательного процесса, составляет расписание занятий, готовит отчеты о работе.
Организатор внеклассной и внешкольной работы проводит всю внеклассную и внешкольную работу, консультирует классных руководителей, работает с трудными детьми, их семьями, общественными организациями, с внешкольными учреждениями, комиссиями.
IV. Профессиональная компетентность учителя.
Вопрос о профессиональной компетентности учителя часто возникает в школе.
Причины
· аттестация (она связана с возможным присвоением учителям категорий для дифференцированной оплаты их труда; она связана также с выдвижением и расстановкой кадров);
· планирование индивидуального и коллективного профессионального самообразования учителей школы( для оказания методической помощи, консультаций и т.д.);
· оценка работы передовых учителей, где возникает необходимость установить эффективность педагогического поиска учителя, его новизну;
· проведение конкурсов «Учитель года», требующих также анализа и сопоставления профессионализма учителей.
Таким образом, во многих ситуациях нужны показатели, критерии, оценки профессиональной компетентности учителя.
Три основные стороны труда учителя – это педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность.
Личность учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении. В ходе труда учителя три его стороны вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, когда каждая из них является то предпосылкой, то средством, то результатом развития другой (например сначала сама личность является условием, приспосабливается к требованиям профессиональной деятельности и педагогического общения, а затем сама строит и развивает их).
Педагогическая деятельность – это «технология» труда учителя.
Педагогическое общение – климат и атмосфера этого труда.
Личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя.
Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон.
Соотношение этих сторон может быть представлено следующим образом: