Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности
В России, Белоруссии и ряде других стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности с целью их дальнейшей социальной адаптации.
Целью коррекционно-воспитательной работыс детьми с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности является максимальное приспособление их к жизни в условиях окружающей социальной среды. Достижение обозначенной цели достигается решением следующих основных задач работы с такими детьми.
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе их обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся.
2. Формирование правильного поведения.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация.
Коррекционно-воспитательная работа включает в себя три этапа.
1. От 4 до 8 лет.Проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков. Дети обучаются адекватному поведению в условиях дома. Большое внимание уделяется развитию речи, моторики, познавательной деятельности. Осуществляется подготовка к школьному обучению.
2. От 8 до 16 лет.Продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. По-прежнему уделяется большое внимание развитию речи. Дети обучаются элементарной грамоте, овладевают навыками счета.
3. От 16 до 18 лет.В этот период основной задачей коррекционно-воспитательной работы является социальная адаптация.
Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано. Основной задачей обучения и воспитания таких детей является подготовка их к самостоятельной жизни, что предполагает развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, конструктивно общаться с людьми, овладение простейшими трудовыми навыками.
Литература: 14, 26, 35, 51, 59, 62, 64, 91, 97, 109, 132.