Тема 3. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности.
Репродуктивный метод.
Эвристический метод.
Следующая ступень в логике познавательной деятельности учащихся – углубленное усвоение произведения – его анализ. Эта ступень, углубляя первоначальное эмоциональное восприятие, стимулирует интеллектуальные усилия.
Задача учителя – помочь уч-ся обнаружить основные проблемы произведения, найти пути их разрешения, учить анализировать их.
Обычное проявление этого метода – эвристическая беседа.
Он проявляется через следующие приемы анализа текста: анализ эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов, целого произведения, образов, языка, композиции, всевозможные сопоставления, постановки вопросов, диспуты.
3. Исследовательский метод. Он близок к эвристическому. Однако при эвристическом методе учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать и систематизировать их. При исследовательском методе учащиеся применяют уже усвоенные ими умения и навыки. Приемы реализации метода: учитель выдвигает проблему для всего класса. Он может указать источники, пособия, произведения.
Значение этого метода не только в сообщении учащимся новых знаний, но и в обобщении суммы знаний, полученных учащимися.
Приемы: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, лекция, демонстрация учебных пособий, использование технических средств.
Виды деятельности учащихся: запись лекции, составление плана, конспекта, таблиц, подготовка устных ответов, рефератов, докладов, сочинений.
План
1.Сущность домашней работы учащихся.
2. Общедидактические требования к организации домашней работы школьников.
3. Психологические основы организации домашней работы школьников.
4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.
5. Пути повышения эффективности домашней работы в процессе обучения.
Литература
1. Борисова В.А. Творческие домашние задания – один из путей активизации умственной деятельности школьников. / В кн.: Психологические особенности формирования мыслительной деятельности школьников – Л., 1984.
2. Векслер С.И. Подготовка учащихся к самостоятельному решению учебных проблем. // Сов. пед-ка. – 1983. – № 3.
3. Волков И. Развитие самостоятельности и творчества школьников //Нар. образование. – 1983. – № 1.
4. Древелов Х. и др. Домашние задания. Пер.с нем. – М., 1989.
5. Лосева В., Луньков А. Домашние задания: с ребенком или за него. //Семья и школа. – 1993. – № 7.
6. Назаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников. //Педагогика. – 1993. – № 3.
7. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М., 1979.
8. Раманаускас З.Л. Формирование умений самостоятельной работы с учебниками. // Сов. пед-ка. – 1983. – № 3.
9. Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьников. – М., 1982.
Успех учебной работы учащегося обеспечивается не только хорошо проводимыми уроками в классе, но и еще в большей мере самостоятельными занятиями дома.
Очень часто можно услышать сетование родителей, да и самих учителей, учащихся на перегрузку домашних заданий. Выражается она в количестве задаваемого на дом материала. Но есть еще и скрытая перегрузка, когда вся тяжесть усвоения нового материала перекладывается с урока на самостоятельную домашнюю работу. Не успел учитель на уроке объяснить материал: «Ребята вы это сами выучите», плохо объяснил – опять ученик вынужден самостоятельно «доходить» до всего. В результате в дополнение к 5-6 часам ежедневной классной и внеклассной работы ученик имеет не мене, а иногда и более 3-4 часов домашней, т.е. его рабочий день больше, чем у взрослого.
В настоящее время учебники и программы совершенствуются, запрещено давать материал не предусмотренный программой, определены предельные нормы ежедневной домашней работы, не разрешено давать задание на каникулы, праздники, выходные, от учителей требуют решительного улучшения качества уроков, с тем, чтобы материал был полностью понят учеником не дома, а в классе.
Выделяют несколько видов домашних заданий:
I. На закрепление учебного материала;