Формы работы с семьей внутри детского сада
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых
специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Ход педсовета
1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные
тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
3. Подведение итогов анкетирования.
4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу
в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного
учреждения на ребенка и семью.
5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает
общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
6. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их
вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе
анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.
Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1,5 часа.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
"Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Собрания
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.
На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.
Наглядная пропаганда
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3—4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.
В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).
Требования к оформлению уголка для родителей
• Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной.
Минимум раз в две недели материал должен обновляться.
• При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и
т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
• Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный
художник). При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи
"от руки", но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении
стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями
матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно
быть примерно 2:6 (2 части — текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь
привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
• Следует создать резерв для обмена информацией между группами.
Разделы
1. Родительский уголок содержит планшет о возрастных особенностях детей вашей
группы. В течение года материал обновляется, включая по очереди требования по
физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания и тд. (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т.д.).
2. "Наша жизнь день за днем". Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде
рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например, "Сегодня Сережа
спросил: почему сахар сладкий?"), текста песенки, выученной на занятии или прогулке,
названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям и т.д.
Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: "Мама, выучи со
мной скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку"; "Папа, загадай мне загадку:
"Не лает, не кусается, а в дом не пускает?" и т.д.
3. "Наши родители советуют" (название произвольное). В этом разделе родители могут
обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на
экскурсию по городу), поделиться опытом (например, профилактика простуды: советы
могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали),
информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно,
кулинарным рецептом) и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для
этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает
родительское собрание.
4. "Права детей". Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация
по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны
организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные
документы.
5. Режим возрастной группы. Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например:
Прогулка: если целевая, то на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки — впечатления детей, возможен фотомонтаж, "репортаж с прогулки", рисунки детей и комментарии к ним и т.д.
Длительная ролевая игра: когда началась, роли, атрибуты, задание по поделкам. Например, играем в больницу — нужны халаты, бинты, марлевые повязки, "бутылки с лекарствами", коробки из-под таблеток и т.д.; играем в магазин — атрибуты для магазина. Если сюжет сказочный — задание меняется по сюжету игры, даются рекомендации: что прочитать детям, какие атрибуты нужны для игры.
Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете, где и как он будет использован детьми.
Зарядка: расписать отдельные комплексы (можно профилактический, закаливающий и т.д.). Готовит инструктор по физкультуре.
Музыкальное занятие (готовит музыкальный руководитель) — репертуар занятия, какие произведения слушали. Можно предложить кассету для прослушивания произведения в условиях дома с аннотацией музыкальных произведений (запись у воспитателя).
Раз в месяц нужно планировать индивидуальную работу с родителями по подготовке к занятию. Вы планируете тему о космонавтике. У каждого ребенка, даже во второй младшей группе, есть свои представления о многих вещах. Сделайте запись в "модели трех вопросов" (Свирская Л. Менеджеры и клиенты // Детский сад. Управление. 2001 № 21.С.5.).
6. Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет
собрание, уплата долга, принести краски и т.д. (если есть об этом решение родительского
собрания, на которое нужно обязательно сделать ссылку).
7. Меню. Меню также можно использовать для индивидуальной работы с родителями.
Например, завтрак: "Любимая каша" (Маши К., Даши С, Степы А.) — манная. Или обед:
плов (в советах родителей помещаются оригинальные рецепты плова).
8. Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты, как логопед,
преподаватель иностранного языка, хореограф и т.д., должен быть раздел, где помещена
информация об этих занятиях.
9. Психолог, социальный педагог, медицинский работник готовят материалы для папок-
передвижек или, если это необходимо (например, реализуется программа "Здоровье",
много детей из социально неблагополучных семей или другие причины), имеют
постоянную рубрику в уголке для родителей. Раз в квартал возможен выпуск
специального журнала для родителей по актуальной теме, например профилактике
наркомании. Эти журналы даются во временное пользование отдельным семьям на одну-
две недели. После изучения родителями материала воспитатель проводит с ними беседу
по данному вопросу.
Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов.
Целью следующей формы наглядной пропаганды — тематических выставок — является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.
Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.