Государство и Церковь при Алексии II

 

В интервью газете "Известия" 10 июня 1991 г. на вопрос о его отношении к Декларации митрополита Сергия о лояльности к советской власти патриарх Алексий II ответил следующее:

"<...> заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далекие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации. Декларация ставила своей целью "поставить Церковь в правильные отношения к советскому правительству". Но эти отношения, а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики, как раз не являются правильными с точки зрения Церкви. <...> Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в "правильное" отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью, чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало ее своим дыханием, духом принудительности и безмолвности. <...> Что же касается моей защиты этой Декларации, то надо помнить, что критика Декларации в основном была направлена против слов: "мы хотим считать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости которой - наши радости и беды которой - наши беды". Противники Декларации утверждали, что таким заявлением радости атеистического государства отождествляются с радостями Церкви. Это действительно получалось бы абсурдно. Но ведь в Декларации нет слова "которого", то есть государства, Советского Союза, а есть слово "которой", соотносимое со словом "Родина". То есть речь идет о Родине, радости которой независимо от политического режима, господствующего в ней или над ней, действительно радуют и Церковь. Поэтому это положение Декларации я все время отстаивал, согласен я с ним и сегодня. Что же касается остальных положений Декларации... Мы не спешили на словах отказываться от нее, пока на деле, в жизни не смогли занять действительно независимую позицию. За этот год, я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки государства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею".

 

На реплику журналиста об известном отчете Василия Фурова, заместителя председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР, в ЦК КПСС в 1974 году, где говорится о митрополите Алексии как об одном из самых лояльных "советской власти" епископов Русской церкви, понимающем "незаинтересованность" государства в укреплении религиозности, патриарх ответил, что ему по назначении его епископом в Таллин в сентябре 1961 года удалось отстоять Александро-Невский кафедральный собор в столице Эстонии и Пюхтицкий монастырь от закрытия.

 

После избрания Алексия II патриархом, насколько можно судить по открытым источникам, у него сложились ровные отношения с высшим руководством страны, в том числе с президентами РФ: Борисом Ельциным, Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.

10 июля 1991 года на торжественном заседании Съезда народных депутатов РСФСР, посвященном вступлению в должность первого президента РСФСР Бориса Ельцина, вслед за присягой последнего и по исполнении гимна (музыка Михаила Глинки) Алексий II обратился к нему со словом, после чего зачитал текст адреса, подписанного главами и представителями Церквей и религиозных объединений РСФСР. Вручив адрес, патриарх "осенил Б.Н. Ельцина крестным знамением".

 

На фоне августовских событий 1991 года, во время служения литургии в Успенском соборе Кремля патриарх распорядился опустить во время богослужения молитвенное прошение "О богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея".

 

Во время октябрьских событий 1993 года Алексий II предложил посредничество обеим противоборствующим сторонам; при его участии начались переговоры в московском Даниловом монастыре, ни к чему не приведшие.

 

Патриарх участвовал в процедуре инаугурации Б.Н. Ельцина в 1996 году; присутствовал на церемонии передачи президентских полномочий В.В. Путину 31 декабря 1999 года.

 

В церемониях инаугурации Путина 7 мая 2000 года и 7 мая 2004 года Алексий II участия не принимал, присутствуя лишь в числе приглашенных гостей наряду с представителями других религиозных организаций и конфессий.

 

7 мая 2000 года по окончании церемонии вступления в должность президента В. Путина в Благовещенском соборе Московского Кремля патриарх отслужил молебен о здравии и долголетии нового главы государства. По окончании молебна Алексий II благословил В. Путина и его супругу. Напутствуя Путина, патриарх отметил, что Россия "обретает нового главу, который уже заручился поддержкой большинства жителей страны".

 

Алексий II отрицательно относился к положительному мнению светской власти о возможности визита в Россию папы Римского Иоанна Павла II, ссылаясь на неразрешенные проблемы между Церквами.

 

Уже в 1989 году государственные органы прекратили активный контроль за жизнью религиозных организаций. В 1990-е государство начало оказывать деятельную, в том числе юридическую и финансовую, помощь Церкви в деле восстановления храмов, развития духовного образования, пастырского окормления в государственных ведомствах, в войсках, в местах лишения свободы и т.п. Многие высокопоставленные госслужащие получили высшие церковные награды. Ряд крупных храмов был построен на средства региональных бюджетов и крупных компаний, что вкупе с финансовой непрозрачностью структур Московского патриархата вызывает вопросы у критиков РПЦ. В ответном слове патриарху 12 января 2008 года в Иверском (бывшем Успенском) соборе Валдайского монастыря президент России Владимир Путин в частности сказал: "Сбербанк России вложил десятки миллионов долларов в реконструкцию храма. Осталось только возродить роспись, позолотить купола. Обещаю Вам, что сделаем это в самое ближайшее время".

 

В 2000-е некоторые аналитики, правозащитники и представители иных конфессий начали высказывать опасения, что Православная церковь начала притязать на роль носителя фактически государственной идеологии. Подобные опасения особенно усилились в связи с дискуссией о введении предмета "Основы православной культуры" в программу общеобразовательных школ в качестве регионального компонента. Высказывались обвинения в политической подоплеке некоторых канонических запретов, накладываемых на священнослужителей РПЦ со стороны иерархии.

 

12 февраля 2008 года официальные представители Московский патриархии выразили неудовлетворение подписанием Указа Президента Российской Федерации от 06.02.2008 №138, который упразднил, в частности, Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. №24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №3, стр. 192). Юрист Московской патриархии Ксения Чернега в комментарии для официального сайта РПЦ заявила: "Русская Православная Церковь считает, что призыв священника в армию противоречит внутренним установлениям Церкви. А ведь согласно статьи 15 закона "О свободе совести" государство должно уважать внутренние установления. Поэтому наша принципиальная позиция: отсрочка для священников должна быть сохранена".

 

22 февраля 2008 года пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский на пресс-конференции напомнил, что до революции 1917 года во всей Российской церкви было 60 тысяч священнослужителей, тогда как на момент пресс-конференции она не достигала и 30 тысяч, а в самой России - только 15 тысяч священников; заявив, что проблема катастрофической нехватки духовенства является виной не Церкви, "но богоборческого режима, который на протяжении всего прошлого века истреблял священнослужителей", он отметил: "В этой ситуации позиция государства как правопреемника власти, уничтожавшей и расстреливавшей священников, кажется не очень нравственной".

 

29 февраля 2008 года президент России В. Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)", устанавливающий возможность получения образовательными учреждениями профессионального религиозного образования свидетельства о государственной аккредитации.

 

3 марта 2008 года, за 4 дня до подведения официальных итогов голосования, Алексий II направил поздравление первому заместителю председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву "в связи с победой на президентских выборах", отметив, что последнему "предстоит кропотливая работа по созданию нового облика России третьего тысячелетия, и это потребует от него терпения, любви, веры и одновременно мужества".

 

27 апреля того же года в храме Христа Спасителя в Москве, по завершении пасхальной утрени, Алексий II обратился к присутствовавшим за богослужением В. Путину и Д. Медведеву, сказав, в частности: "Мы благодарны Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, за восемь лет президентства, в течение которых Вы очень много сделали для нашей страны. <...> Вам обоим предстоит нелегкий подвиг служения своему Отечеству и своему народу. <...> Я также поздравляю ваших супруг — Людмилу Александровну и Светлану Владимировну, которые и сейчас, и в будущем будут поддерживать вас, помогать вам в трудностях и испытаниях <...>".

 

7 мая 2008 года в Благовещенском соборе Кремля, по завершении церемонии инаугурации нового президента РФ, патриарх совершил молебен по случаю вступления в должность президента России Дмитрия Медведева; зачитал последнему приветственный адрес, в котором отметил, что новый президент России принимает на себя "нелегкое бремя ответственности за настоящее и будущее нашего государства в непростое время его социально-экономических преобразований". 8 мая того же года патриарх поздравил В. Путина в связи с вступлением его в должность председателя правительства РФ.

 

По мнению газеты "НГ-религии" от 3 сентября 2008 года, заявление протоиерея Вс. Чаплина от 26 августа того же года в связи с военным конфликтом в Грузии ("Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности <...>") поставило РПЦ "после официального признания двух закавказских республик президентом Дмитрием Медведевым <...> в известную оппозиции к политическому курсу руководства страны".

 

6 ноября 2008 года патриарх Алексий II на встрече с делегацией Грузинской патриархии в Москве сказал: "Мы рады всегда принимать посланников братской святой Грузинской православной церкви, с которой у нас так много общего: единая святая православная вера, единая история, вековые культурные связи. Верим, что никакие политические катаклизмы не могут поколебать наше братское единство, и тому убедительным свидетельством служит наша сегодняшняя встреча".

 

В своем последнем интервью, данном 1 ноября 2008 года и опубликованном посмертно, Алексий II следующим образом оценил свою историческую роль: "Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом".

 

На следующий после его кончины день, 6 декабря 2008 года, газета "Коммерсантъ" писала о главе РПЦ: "Патриарх Алексий II стал <...> первым представителем Церкви, которому удалось настолько сблизить интересы религиозной и государственной власти, что отделить одну от другой стало впредь невозможно".