Отношения РПЦ с неправославными Церквами и организациями

 

Архиерейский Собор в августе 2000 принял документ под названием Основные принципы отношения Русской православной церкви к инославию. Документ подтвердил традиционную точку зрения Русской православной церкви на цель сношений с инославными - "восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17:21)"; неприемлемость "так называемой "теории ветвей", утверждающей нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных "ветвей", "мысли о том, что все разделения суть трагические недоразумения, что несогласия кажутся непримиримыми только от недостатка любви друг к другу, от нежелания понять, что при всем различии и несходстве есть достаточное единство и согласие в "главном"; засвидетельствовал следующую оценку экуменического движения и деятельности ВСЦ:

 

Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе.

 

Документ предостерег:

 

Нынешнее развитие ВСЦ идет в опасном и недолжном направлении. Оно констатирует кризис Всемирного Совета Церквей и призывает к пересмотру всего нынешнего этоса, принципов ВСЦ.

 

С Римско-католической церковью напряженные отношения неизменно сохраняются с 1990 года, что связано с резко негативной реакцией священноначалия РПЦ к восстановлению греко-католических (униатских) структур на Украине осенью 1989 года, а также с миссионерской деятельностью католиков среди православных.

 

Дальнейшее обострение отношений было вызвано решением от 11 февраля 2002 года главы Ватикана и Римско-католической церкви Иоанна Павла II о возведении "апостольских администратур для католиков латинского обряда в России в достоинство епархий". В заявлении папского Престола особо подчеркивалось: "Дабы выразить надлежащее почтение епархиям Русской православной церкви и их досточтимым архипастырям, католические епархии России получили титулы святых, а не городов, в которых находятся их центры". Несмотря на подобные оговорки, ответное заявление патриарха и Священного Синода было крайне негативным:

 

"…учреждение "церковной провинции" — "митрополии" по сути означает создание поместной Католической церкви России со своим центром в Москве, претендующей иметь своей паствой российский народ, который культурно, духовно и исторически является паствой Русской православной церкви. Образование в России такой Церкви фактически означает вызов, брошенный Православию, укорененному на территории страны в течение многих столетий".

 

Последующие заявления представителей Московского патриархата подчеркивали, что данное решение продолжает оставаться главным препятствием к установлению нормальных отношений между Церквами: "Речь идет не о тех богословских проблемах, которые разделяли православных и католиков, а о тех проблемах, которые возникли после распада Советского Союза в связи с появлением иерархических структур Католической церкви на территории бывшего Советского Союза".

 

После кончины папы Иоанна Павла II напряженность в отношениях несколько ослабла.

 

13 марта 2007 года президент России В. Путин встретился с папой Римским Бенедиктом XVI. По словам пресс-секретаря президента, Путин передал понтифику слова приветствия от патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Бенедикт XVI тоже попросил передать Алексию II ответные слова. Встречу высоко оценил и тогдашний глава католической митрополии в России архиепископ Тадеуш Кондрусевич, впоследствии назначенный в качестве архиепископа в столицу Белоруссии – Минск.

 

В октябре 2007 года действия представителя Московского патриархата епископа Илариона (Алфеева) в Равенне фактически исключили РПЦ из православно-католического диалога, в результате чего итоговый документ "Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви" был подписан в отсутствие делегации Московского патриархата. РПЦ оказалась "в изоляции, ибо ни одна другая православная Церковь не последовала ее примеру".

 

29 мая 2008 года председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер передал патриарху Алексию II послание папы Римского Бенедикта XVI и имел беседу, в ходе которой был обсужден ряд проблем в отношениях между Русской православной и Римско-католической церквами; в частности, по словам анонимного "источника в Московском патриархате", Каспер согласился с мнением патриарха Алексия о том, что "православный и католический диалог не может развиваться без участия в нем крупнейшей православной Церкви в мире".

 

11 октября 2008 года на заседании Центрального комитета Конференции европейских Церквей (КЕЦ) было объявлено о приостановке членства в ней РПЦ; решение было мотивировано тем, что Московский патриархат охарактеризовал как "необоснованное, противоречащее Конституции и правилам КЕЦ нежелание рассматривать заявку на членство в КЕЦ Эстонской православной церкви, являющейся самоуправляемой Церковью в составе Московского патриархата".