Тема 6. ПРАВОСЛАВИЕ И ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Русская церковь при патриархе Алексии II (1990-2008). Динамика активности церковной жизни с 1989 по 2008 г. Юбилейный Собор РПЦ 2000 года. Социальная концепция РПЦ. Церковные Соборы и важнейшие мероприятия РПЦ. Внешние отношения РПЦ с православными Церквами. Отношения РПЦ с неправославными Церквами и организациями. Подписание Акта о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ: реакция на это воссоединение и его последствия. Государство и Церковь при Алексии II: внутренние проблемы и нестроения. Итоги и оценки общественно-политической роли РПЦ с 1990 по 2008 год. Кончина патриарха Алексия II. Начало правления патриарха Кирилла (биография).Современное состояние РПЦ.

 

 

Русская церковь при патриархе Алексии II (1990-2008)

 

За годы, минувшие с тех пор, как Русскую православную церковь возглавил Алексий II, она пережила подлинное возрождение. Количество ее приходов увеличилось почти в 3 раза, монастырей - более чем в 20 раз. Подготовка кадров священно- и церковнослужителей в России ведется в 43 духовных школах. Для богословской подготовки мирян открыты Свято-Тихоновский богословский институт и Российский православный университет св. Иоанна Богослова. Действует множество воскресных школ для детей и взрослых, создано более 100 православных библиотек.

 

Динамика активности церковной жизни с 1989 по 2008 г.

 

Год 1989 (октябрь)

Число приходов: 9 734

Число монастырей: 35

Число священников и диаконов: 8 100

 

Год 2007 (декабрь)

Число приходов: 27 942

Число монастырей: 732

Число священников и дьяконов: 29 841

 

Год 2008 (июнь)

Число приходов: 29 141

Число монастырей: 769

Число священников и дьяконов: 30 544

 

Год 2008 (декабрь)

Число приходов: 29 263

Число монастырей: 804

Число священников: 30 670

 

Активизировал свою деятельность Священный Синод РПЦ, который стал заседать значительно чаще, чем в предшествующие десятилетия. Только за первый год своего патриаршества Алексий II посетил 15 епархий. На Архиерейских Соборах 90-х гг. обсуждались важнейшие вопросы жизни Церкви. В октябре 1990 г. рассматривались: церковная ситуация на Украине; раскол, учиненный Зарубежной православной церковью; правовой статус Церкви в связи с законами СССР "О свободе совести и религиозных организациях" и РСФСР - "О свободе вероисповедания". В марте-апреле 1992 г. - вопросы канонизации новомучеников, статуса Украинской церкви и ситуации в церковной жизни на Украине, а также взаимоотношения Церкви и общества. В июне 1992 г. Собор специально рассматривал религиозную ситуацию на Украине. В ноябре-декабре 1994 г. патриарх выступил с докладом о важнейших событиях церковной жизни за 1992-1994 гг., о канонизации святых. В феврале 1997 г. итогом деятельности Собора стали два важнейших постановления: "Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви" и "О взаимоотношениях с государством и светским обществом". Собор обратился к Государственной Думе с просьбой учесть при подготовке новой редакции Закона "О свободе вероисповеданий" особое положение Русской церкви как в прошлом, так и в настоящее время.

 

Распространение влияния Церкви на различные стороны жизни российского общества обусловило реорганизацию синодальных учреждений. К ранее имевшимся добавились отделы по религиозному образованию и катехизации; церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский; по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, а также комиссии по делам монастырей, экономическим и гуманитарным вопросам. В августе 2000 года было принято решение о создании Cинодального отдела по делам молодежи.

 

Наиболее крупным и заметным синодальным учреждением с начала 1990-х годов оставался Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата, с 1989 года возглавлявшийся митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым).

 

Однако радикальные общественно-политические и социально-экономические перемены, произошедшие в стране в начале 90-х гг., обусловили появление не только отмеченных позитивных, но и ряда негативных явлений в жизни Церкви.

 

Распад СССР вызвал центробежные тенденции в Церкви. На территории бывших союзных республик начали создаваться, нередко при поддержке властей новообразованных суверенных государств, независимые от Московского патриархата церковные структуры. В конфликтных условиях произошло фактическое отделение от Русской православной церкви значительного числа приходов на Украине и образование на их основе Украинской православной церкви Киевского патриархата. В Молдавии часть приходов перешла в юрисдикцию Румынского патриархата. В Эстонии часть приходов РПЦ приняла юрисдикцию Константинопольского патриарха.

 

Демократизация общественной жизни, открытое и нелицеприятное обсуждение болезненных тем получили во внутренней жизни Церкви специфическое продолжение. Начала ослабевать внутрицерковная дисциплина, смело заявили о себе церковные "диссиденты", некоторые священнослужители по тем или иным мотивам покинули Московский патриархат и приняли юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Быстрый рост количества новых приходов предельно обострил дефицит кадров священнослужителей. В связи с этим нередко в священники рукополагали наспех подготовленных людей, что не могло не сказываться отрицательно на их пастырской деятельности. Начавшийся реставрационно-строительный бум в связи с необходимостью восстановления возвращенных государством зачастую в плачевном состоянии храмов и монастырей отвлекал силы и время священнослужителей на хозяйственные заботы. Кое-где стала проявляться тенденция к коммерциализации церковных учреждений, к излишней пышности в обустройстве храмов. Большая масса новых членов Церкви, обратившихся к вере уже взрослыми и не получивших религиозного воспитания в семье, преисполненных религиозного энтузиазма и уверенных в своем праве судить не только о нормах внутрицерковной жизни, но и о богословских вопросах, - эта масса является питательной средой возникающих время от времени церковно-общественных движений как консервативно-фундаменталистского, так и либерально-обновленческого характера. Самочинный и нередко политизированный характер их деятельности негативно сказывается на внутреннем мире и согласии в Церкви.

 

Должное внимание уделяла Церковь в 90-х гг. своей внешней деятельности. В 1992 и 1998 гг. делегация Русской православной церкви участвовала во встречах глав и представителей автокефальных и автономных православных Церквей, на которых обсуждались вопросы жизни Церквей в современном обществе, а также была уточнена их совместная позиция в отношении к экуменическому движению под эгидой Всемирного совета Церквей. Русская церковь оказывала поддержку Сербской и Болгарской церквам, испытывавшим трудности в связи со сложной политической и общественной ситуацией в Югославии и Болгарии. Продолжался диалог по каноническим и богословским вопросам с рядом православных и инославных Церквей. РПЦ сохраняет и развивает связи с международными организациями, в частности, со Всемирным советом Церквей.

 

РПЦ, возрождаясь и активно включаясь в общественную жизнь страны, в качестве одного из главных событий начала XXI века отпраздновала 2000-летний юбилей христианства. Его празднование знаменовало собой окончание одного из самых сложных и трагичных периодов истории России и Русской церкви XX в. и положило начало новой истории.