Поместный собор 1917-1918 гг.: программа церковных преобразований

 

15 августа торжественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля был открыт Поместный собор православной Российской церкви. Для участия в нем съехалось 564 делегата, в том числе 277 - от иерархии и духовенства, 299 - от мирян. Присутствовали глава Временного правительства А.Ф. Керенский, министр внутренних дел Н.Д. Авксентьев, представители печати и дипломатического корпуса.

 

Все делегаты наделялись правом решающего голоса по всем вопросам, подлежавшим решению Собора. В его рамках действовало особое Совещание епископов, которому вменялось в обязанность обсуждать каждое принятое Собором постановление с точки зрения его соответствия догматам, канонам и Преданию Церкви.

 

Был учрежден Соборный совет - орган управления Собором - в составе председателя (митрополит Московский Тихон), двух заместителей, секретаря и его помощников и трех членов. Почетным председателем избрали митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). При Соборном совете было образовано 22 отдела, в задачу которых входило предварительное рассмотрение обсуждаемых вопросов и подготовка проектов решений по ним, которые затем выносились на утверждение Собора.

 

Первая сессия Собора, продолжавшаяся с 15 августа по 9 декабря 1917 г., была посвящена вопросам реорганизации высшего церковного управления: восстановления патриаршества, избрания патриарха, определения его прав и обязанностей, учреждения соборных органов для совместного с патриархом управления церковными делами, а также обсуждению правового положения Православной церкви в России.

 

Деятельность отдела по реформе высшего церковного управления привлекла особое внимание соборян, церковной и светской прессы. Вновь возникла острая дискуссия о восстановлении патриаршества. Наиболее полно аргументы "за" и "против" были сформулированы в докладах, прочитанных перед членами Собора архиепископом Харьковским Антонием (Храповицким) и профессором Н.Д. Кузнецовым.

 

Архиепископ Антоний убеждал слушателей в преимуществах патриаршего руководства, указывая на несчастья, которые обрушились на Русскую церковь в период синодального управления. По его мнению, обер-прокуратура выступала в роли "пресса", душившего национальные и религиозные чувства русского народа. Потому-то беспрепятственно распространялось по России такое зло, как секуляризация церковных имуществ, деморализация монастырей, упадок благочестия и религиозного чувства, что превращало Церковь в "заброшенную сироту". С точки зрения докладчика, только патриаршество могло стать опорой "в борьбе с расшатанностью всех основ религиозной мысли и жизни.

 

Профессор Н.Д.Кузнецов опровергал аргументы Антония, противопоставляя единоличной власти патриарха коллегиальное, "соборное" управление Церковью. "Соборное начало в Русской церкви, - заявил он, - именно при патриархах и было особенно подавлено... Патриарх явился носителем единоличной церковной власти... Патриаршество в России сыграло печальную роль в деле разделения в недрах Церкви, вызвавшего старообрядчество". По словам Кузнецова, надежды на религиозное обновление, связываемые с избранием патриарха, - "благие мечты", а концентрация власти в руках одного человека внесет в общество вместо единства церковный разлад.

 

После многодневных бурных споров в отделе по реформе высшего церковного управления, которые так и не привели к общему мнению, 11 октября вопрос о патриаршестве был вынесен на пленарные заседания Собора. Но и здесь страсти продолжали бушевать. 25 октября в стране произошел большевистский переворот.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем состояли главные принципы церковной реформы Петра I?

2. Как изменилась роль Церкви в системе государственных институтов в результате реформ Петра I?

3. В чем состоял смысл секуляризации церковных имуществ?

4. Каково содержание церковных преобразований Петра III и Екатерины II?

5. Церковные преобразования в пореформенной России, их смысл и содержание.

6. Каковы основные принципы вероисповедного законодательства Российской империи?

7. Церковная политика в эпоху Победоносцева, ее направленность и содержание.

8. Церковные и вероисповедные реформы в начале XX в.: основное содержание.

9. Каким было отношение в церковной среде к преобразованиям Временного правительства в вероисповедной сфере?

10. Какие наиболее важные решения были приняты Поместным собором Российской православной церкви в 1917 г.?

 

Темы рефератов:

 

1. Церковная реформа Петра I.

2. Православная церковь и государство в первой половине XIX в.

3. Государство и Церковь в эпоху Великих реформ (1860-1870).

4. Государство и Церковь в последней четверти XIX в. Церковная политика К.П.Победоносцева.

5. Предсоборное присутствие (8 марта - 15 октября 1906 г.): основное содержание деятельности.

6. Вероисповедные реформы в России в период думской монархии (1906 - февраль 1917 г.).

7. Государство и Церковь в послефевральский период (март-октябрь 1917 г.).

8. Вероисповедная политика Временного правительства и Российская православная церковь.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

 

Религиоведение: учебник для бакалавров / под ред. И.Н. Яблокова. – М. Издательство Юрайт, 2012.

 

Дополнительная:

 

Булыгин И.А. Церковная реформа Петра I // Вопросы истории. 1974. №5.

 

Верховской П.В. Очерки по истории Русской церкви в XVIII и XX ст. Т.1. Варшава, 1912.

 

Дмитриев С.С. Православная церковь и государство в предреформенной России // История СССР. 1966. №4.

 

Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.,1970.

Иванцов-Платонов А.И. О русском церковном управлении. М., 1898.

 

История Русской православной церкви. Новый патриарший период: 1917-1970. T. I. СПб., 1997.

 

Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви: В 2 т. Т. II. М., 1992.

http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/kartashev/t2/

 

Клочков В.В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М.,1982.

 

Кризис самодержавия в России: 1895-1917. Л., 1984.

 

Мельгунов С.П. Церковь и государство в России. T. I. M., 1907.

Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в период думской монархии (1906-1917). М., 2000.

 

Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. М., 1996.

 

Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/pospelovskiy/

 

Пушкарев С.Г. Россия в XIX веке (1801-1914). Нью-Йорк, 1956.

 

Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905.

 

Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке // История Русской церкви в XIX веке. Т. II. СПб., 1901.

 

Русская православная церковь. 988-1988 гг.: В 2 т. М., 1988.

 

Русское православие: вехи истории. М., 1989.

http://books.atheism.ru/files/russkoe_pravoslavie.html

 

Смолич И.К. История Русской церкви. 1700-1917: В 2 ч. М., 1996.

 

Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.