Церковная политика при Александре I

Церковная политика при Павле I

 

При Павле I в 1797 г. Петербургская главная семинария и семинария в Казани были преобразованы в духовные академии. Было открыто 8 новых семинарий и военная семинария для подготовки полковых священников. Епархиальным архиереям вменялось в обязанность докладывать Синоду о состоянии преподавания и квалификации учителей. К концу XVIII в. Россия располагала 4 духовными академиями (в Москве, Петербурге, Киеве и Казани), 46 семинариями и, сверх того, начальными школами в епархиях.

 

В XIX в. государственно-церковные отношения вступили в новый этап: если в XVIII в. власть покончила с политической самостоятельностью Церкви, то к середине XIX века светская бюрократия взяла в руки сам процесс управления церковными делами.

 

 

В начале царствования Александра I, 8 сентября 1802 г., была утверждена важнейшая мера по усилению государственного контроля над Православной церковью. Синод лишался права непосредственных сношений с высшими государственными учреждениями, отныне такие сношения должны были осуществляться только через обер-прокуроров. Власть обер-прокурора тем самым резко усилилась: из контрольной она превратилась в начальственную и распорядительную.

 

Для царствования Александра I (1801-1825) характерным являлось стремление к укреплению религиозного мировоззрения при помощи мистицизма. Долговременное пребывание Александра I за границей только способствовало этому. Потрясения, испытанные Европой в результате наполеоновских войн, возбудили противодействие широкому либерализму и неверию, характерному для XVIII в. В Европе "стали вырабатывать для себя какую-то общую религию, в которой могли бы одинаково сойтись между собой и католики, и протестанты, и философы, и масоны, какое-то отвлеченное христианство без церкви и догматов, уповавшее на одно внутреннее озарение каждого от св. Духа" (Цит. по: Дмитриев С.С. Православная церковь и государство в предреформенной России // История СССР. 1966. №4. С. 33.).

 

Ближайшими сотрудниками царя в эту эпоху являлись обер-прокурор А.Н.Голицын и граф А.А.Аракчеев. Соперничая друг с другом за влияние на Александра I, они заметно разнились в своих религиозных вкусах: первый тяготел к мистицизму и религиозному космополитизму, второй был приверженцем официальной Православной церкви.

 

6 декабря 1812 г. царь утвердил проект Голицына об основании Библейского общества в Петербурге. Переводы Библии на языки народов многонациональной России производились необычайно быстро и распространялись огромными тиражами. К 1825 г. общий тираж изданий общества достиг 876 тыс. экземпляров более чем на 40 языках.

 

24 октября 1817 г. было учреждено единое Министерство духовных дел и народного просвещения. Департамент духовных дел имел четыре отделения: по делам православного исповедания, по делам римско-католического, униатского и армянского исповеданий, по делам протестантских исповеданий и, наконец, по делам нехристианских исповеданий. Такое уравнение Православной церкви с прочими, даже нехристианскими, исповеданиями фактически снижало статус "главенствующей" Церкви и было с негодованием встречено православным духовенством. Многие православные иерархи, а также Аракчеев поднялись на защиту прерогатив православия и смогли подорвать доверие царя к Голицыну. 15 мая 1824 г. голицынское Министерство духовных дел и народного просвещения прекратило свое существование. Вскоре было закрыто и Библейское общество.