Методика работы над драматическими произведениями
В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев; действие приобретает самоценное значение и становится своеобразным «опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей» (И.Волков).
Языку - речи персонажей в драме принадлежит особая роль: речь героев выражает их внутренние переживания и одновременно является средством изображения героев; в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия.
Драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в хрестоматиях для начальных классов очень мало драматических произведений:
- в «Родной речи» - учебнике для учащихся начальных классов в 3 книгах их только два: в книге 1 - отрывок из сказки С.Я.Маршака «Терем-теремок» и в книге 2 - отрывок из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»;
- в книгах З.И.Романовской «Живое слово» драматических произведений нет вообще;
- в книгах для чтения Р.Н. и Е.В.Бунеевых тоже только два драматических произведения: С.Маршака, «Сказка про козла» (III класс) и С.Козлова «Снежный цветок»(IV класс).
Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера.
Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного рассмотрения иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображенных сцен. В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами.
Основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация -после анализа произведения.
В в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.
Пример: в сказке «Терем-теремок» наряду с животными в сказку введены еще два действующих лица: добрый дед и злой дед. После перечитывания их реплик приходим к выводу, что в словах доброго и злого дедов содержится описание движений героев-животных, т.е. автор поручает этим персонажам описание мизансцен:
Злой дед:
Вот идут они к соседям -
Волк с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.
В тексте сказки нет ремарок, их роль выполняет речи деда доброго и деда злого. В самом наименовании персбнажей - добрый и злой - проявляется позиция автора, она еще больше прояснится, если мы заметим, что «доброму» деду поручается описание «хороших» событий, а «злому» - «плохих».
Добрый дед:
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
Он не спит - сторожит теремок.
Злой дед:
Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный,
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.
Анализ драматического произведения предполагает уяснение сюжетной линии, установление причинно-следственных связей событий, характеристику действующих лиц и др.
Пример: при чтении сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» можно опираться на жизненный опыт детей: им не раз приходилось наблюдать смену времен года. Можно предложить детям описать погоду в январе и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а затеям прочитаем реплики-стихи Января и Февраля из пьесы:
Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным посохом.)
Не трещите, морозы, Полно вам воронье
В заповедном бору; Замораживать,
У сосны, у березы Человечье жилье
Не грызите кору! Выхолаживать!
Учитель спрашивает у детей:
- К кому обращается Январь? (К морозам.)
- Какая просьба содержится в словах Января? (Он просит морозы, чтобы они не трещали, не грызли кору.) Январь обращается к морозам как к живым, страшным и злым существам. Недаром в народе говорят злые морозы.
- А к кому обращается Февраль? Прочитайте. Февраль (ударяет посохом о землю):
Ветры, бури, ураганы, В облаках трубите громко,
Дуйте, что есть мочи. Вейте над землею.
Вихри, вьюги и бураны, Пусть бежит в полях поземка
Разыграйтесь к ночи! Белою змеею!
- Кем же командует Февраль? Кто у него в подчинении? (Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги, бураны).
- Какие согласные звуки есть почти в каждом слове? ([р])
- А какие гласные чаще всего произносятся в этих словах? ([ы] - 3 раза, [у] - 4 раза, [и] - 4 раза.)
- Найдем в стихотворении другие слова со звуком [у] (дуйте, трубите, землею, пусть, змеею).
- Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки и звуки [р], [р']. Что мы слышим, когда произносим эти слова? (Завывание ветра: ры -у-ри - и -и - у - и - у - ы.)
- Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам не только увидеть картину ветреной зимней погоды, но и услышать сильные февральские ветры. Поэт звуками выразил свои ощущения о феврале, а герой сказки - Февраль - помог нам понять автора.
В структуре драматического произведения есть афиша и ремарки, требующие внимания и осбоых приемов работы. Например, полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете.
Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.
Пример, анализ фрагмента пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» может выглядеть следующим образом: