Методика работы над драматическими произведениями

В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев; действие приобрета­ет самоценное значение и становится своеобразным «опредме­чиванием внутренних побуждений действующего лица и реализа­цией его интересов и целей» (И.Волков).

Языку - речи персонажей в драме принадлежит особая роль: речь героев выражает их внутренние пере­живания и одновременно является средством изобра­жения героев; в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия.

 

Драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в хрестоматиях для начальных классов очень мало драматических произведений:

- в «Родной речи» - учебнике для учащихся начальных классов в 3 книгах их только два: в книге 1 - отрывок из сказки С.Я.Маршака «Терем-теремок» и в книге 2 - отрывок из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»;

- в книгах З.И.Романовской «Живое слово» драматических произ­ведений нет вообще;

- в книгах для чтения Р.Н. и Е.В.Бунеевых то­же только два драматических произведения: С.Маршака, «Сказка про козла» (III класс) и С.Козлова «Снежный цветок»(IV класс).

 

Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в про­странстве относительно друг друга и относительно деталей ин­терьера.

 

Поэтому целесообразно начинать работу над драматиче­ским произведением с предварительного рассмотре­ния иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует об­судить позы героев и предположительное содержание изображен­ных сцен. В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами.

Ос­новными методическими приемами работы с драматическим про­изведением в классе будут чтение по ролям и драматизация -после анализа произведения.

В в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьни­кам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.

 

Пример: в сказке «Терем-теремок» наряду с животными в сказку введены еще два действующих лица: добрый дед и злой дед. После перечи­тывания их реплик приходим к выводу, что в словах доброго и злого дедов содержится описание движений героев-животных, т.е. автор поручает этим персонажам описание мизансцен:

Злой дед:

Вот идут они к соседям -

Волк с приятелем-медведем.

Впереди лиса идет,

В теремок гостей ведет.

 

В тексте сказки нет ремарок, их роль выполняет речи деда доброго и деда злого. В самом наименовании персбнажей - доб­рый и злой - проявляется позиция автора, она еще больше прояс­нится, если мы заметим, что «доброму» деду поручается описание «хороших» событий, а «злому» - «плохих».

Добрый дед:

Мышь-норушка

Толокно толчет,

А лягушка

Пироги печет.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

Серый ежик свернулся в клубок,

Он не спит - сторожит теремок.

Злой дед:

Только вдруг из чащи темной

Притащился волк бездомный,

Постучался у ворот,

Хриплым голосом поет.

Анализ драматического произведения предполагает уяснение сюжетной линии, уста­новление причинно-следственных связей событий, характери­стику действующих лиц и др.

 

Пример: при чтении сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенад­цать месяцев» можно опираться на жизненный опыт де­тей: им не раз приходилось наблюдать смену времен года. Можно предложить детям описать погоду в январе и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а затеям прочитаем реплики-стихи Января и Февраля из пьесы:

 

Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным по­сохом.)

Не трещите, морозы, Полно вам воронье

В заповедном бору; Замораживать,

У сосны, у березы Человечье жилье

Не грызите кору! Выхолаживать!

 

Учитель спрашивает у детей:

- К кому обращается Январь? (К морозам.)

- Какая просьба содержится в словах Января? (Он просит морозы, чтобы они не трещали, не грызли кору.) Январь обращается к морозам как к живым, страшным и злым существам. Недаром в народе говорят злые морозы.

 

- А к кому обращается Февраль? Прочитайте. Февраль (ударяет посохом о землю):

Ветры, бури, ураганы, В облаках трубите громко,

Дуйте, что есть мочи. Вейте над землею.

Вихри, вьюги и бураны, Пусть бежит в полях поземка

Разыграйтесь к ночи! Белою змеею!

- Кем же командует Февраль? Кто у него в подчинении? (Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги, бураны).

 

- Какие согласные звуки есть почти в каждом слове? ([р])

- А какие гласные чаще всего произносятся в этих словах? ([ы] - 3 раза, [у] - 4 раза, [и] - 4 раза.)

- Найдем в стихотворении другие слова со звуком ] (дуйте, трубите, землею, пусть, змеею).

- Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки и звуки [р], [р']. Что мы слышим, когда произносим эти слова? (Завывание вет­ра: ры -у-ри - и -и - у - и - у - ы.)

- Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам не только увидеть кар­тину ветреной зимней погоды, но и услышать сильные февральские ветры. Поэт звуками выразил свои ощущения о феврале, а герой сказки - Февраль - помог нам понять автора.

В структуре драматического произведения есть афиша и ремарки, требующие внимания и осбоых приемов работы. Например, полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в ри­сунке и цвете.

Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: со­держательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.

 

Пример, анализ фрагмента пьесы С.Я.Маршака «Двенад­цать месяцев» может выглядеть следующим образом: