Рассказ учителя о создании произведения
Этот прием в начальной школе используется редко, только в том случае, если история создания произведения действительно необычна и может привлечь внимание ребенка к книге. Включая в урок эту информацию, важно не просто сообщить ученикам сведения о времени, месте создания произведения, а показать, как реальные события влияют на творчество писателя и как они преломляются в художественном произведении. Этому способствует чтение отрывков из дневника писателя, воспоминаний его современников. Главное, чтобы чтение мемуарных источников вызвало у учеников эмоциональный отклик. Иногда следует несколько адаптировать язык мемуаров (возможен их пересказ), чтобы не вызвать у детей затруднений в их понимании.
Часто на уроке рассказ о писателе и рассказ о создании произведения, с которым предстоит познакомиться ученикам, объединяются. Например, рассказ о няне А.С.Пушкина Арине Родионовне при чтении сказок поэта.
4. Заочная экскурсия
Используется тогда, когда на уроках изучаются произведения, написанные либо в исторически отдаленное от нас время, либо сегодня, но о прошлом: дети не знают истории, им кажется, что всегда все было так, как сейчас. Восприятие литературы вне историко-культурного контекста искажает эмоциональные реакции на события, затрудняет осмысление произведения. Расширение культурных представлений ребенка помогает преодолеть недостатки восприятия и точно расставить смысловые акценты.
Знакомство с эпохой должно быть наглядным, но у учителя не всегда есть возможность повести детей на экскурсию в музей. Заочная экскурсия — прием, сочетающий рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях заочная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий.
Прием направлен на эмоциональное, активное знакомство детей с социальными условиями жизни, с бытом, обычаями, культурой того времени, в которое происходит действие произведения, но в условиях школьного класса.
Важно подобрать материал, который вызовет у младших школьников сильный эмоциональный отклик (а значит, запомнится), поможет детям создать точное представление об эпохе, о стране, городе, людях и т.п.
Организация заочной экскурсии для учеников начальной школы имеет свою специфику. Дело в том, что маленький ребенок не может долго выполнять одну и ту же деятельность, если она его не увлекает. Ведущая роль в любой экскурсии принадлежит экскурсоводу, в нашем случае — учителю, целью которого становится не только сообщение информации, но и постоянная активизация внимания учеников — слушателей и зрителей. Эффективный способ поддержки внимания — это его переключение и смена вида деятельности. Поэтому заочная экскурсия не может быть монологической, она обязательно переходит в беседу и строится поэтапно: монолог учителя — беседа с учениками — вновь монолог — вновь беседа. Завершается экскурсия обменом впечатлений от нее и повторением учениками полученной ими информации.
Заочная экскурсия в начальной школе длится 20—25 минут, поэтому учитель должен очень тщательно продумать набор экспонатов, которые будут показаны детям:
1. Наглядного материала не должно быть много, но в то же время экспонаты должны создать у учеников целостное представление об объекте экскурсии.
2. Экспонаты должны быть непосредственно связаны с темой экскурсии и между собой и представлять логическую последовательность.
3. Экспонаты должны раскрывать существенные, главные особенности объектаэкскурсии.
4. Экспонаты должны быть хорошо видны всем ученикам и оставаться в поле их зрения во время рассказа учителя и беседы.
Поскольку проведение экскурсии ограничено временем, учитель, выстраивая ее маршрут, планирует, что он расскажет детям о каждом экспонате, какие вопросы им задаст, в какой момент будет звучать музыка и какая, когда целесообразно смотреть видеофрагмент и т. п. Текст экскурсии должен быть составлен заранее, продуманы и отработаны способы смены экспонатов (слайды, репродукции и т.п.).