Рассказ учителя о создании произведения

Этот прием в начальной школе используется редко, только в том случае, если история создания произведения действительно необычна и может привлечь внимание ребенка к книге. Включая в урок эту информацию, важно не просто сообщить ученикам све­дения о времени, месте создания произведения, а показать, как реальные события влияют на творчество писателя и как они пре­ломляются в художественном произведении. Этому способствует чтение отрывков из дневника писателя, воспоминаний его современников. Главное, чтобы чтение мемуарных источников вызвало у учеников эмоцио­нальный отклик. Иногда следует несколько адаптировать язык мемуаров (возможен их пересказ), чтобы не вызвать у детей за­труднений в их понимании.

Часто на уроке рассказ о писателе и рассказ о создании произ­ведения, с которым предстоит познакомиться ученикам, объеди­няются. Например, рассказ о няне А.С.Пушкина Арине Родионовне при чтении сказок поэта.

 

4. Заочная экскурсия

Используется тогда, когда на уро­ках изучаются произведения, написанные либо в исторически от­даленное от нас время, либо сегодня, но о прошлом: дети не знают истории, им кажется, что всегда все было так, как сейчас. Восприятие литературы вне историко-культурного контекста ис­кажает эмоциональные реакции на события, затрудняет осмысле­ние произведения. Расширение культурных представлений ребен­ка помогает преодолеть недостатки восприятия и точно расста­вить смысловые акценты.

Знакомство с эпохой дол­жно быть наглядным, но у учителя не всегда есть возможность повести детей на экскурсию в музей. Заочная экскурсия — прием, сочетающий рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, реп­родукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных усло­виях заочная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий.

Прием направлен на эмоциональное, активное знакомство де­тей с социальными условиями жизни, с бытом, обычаями, куль­турой того времени, в которое происходит действие произведе­ния, но в условиях школьного класса.

Важно подобрать материал, который вызовет у младших школьников сильный эмоциональный отклик (а значит, запомнится), поможет детям создать точное представление об эпохе, о стране, городе, людях и т.п.

Организация заочной экскурсии для учеников начальной шко­лы имеет свою специфику. Дело в том, что маленький ребенок не может долго выполнять одну и ту же деятельность, если она его не увлекает. Ведущая роль в любой экскурсии принадлежит экскурсоводу, в нашем случае — учителю, целью которого ста­новится не только сообщение информации, но и постоянная активизация внимания учеников — слушателей и зрителей. Эф­фективный способ поддержки внимания — это его переключе­ние и смена вида деятельности. Поэтому заочная экскурсия не может быть монологической, она обязательно переходит в беседу и строится поэтапно: монолог учителя — беседа с учениками — вновь монолог — вновь беседа. Завершается экскурсия обменом впечатлений от нее и повторением учениками полученной ими информации.

 

Заочная экскурсия в начальной школе длится 20—25 минут, поэтому учитель должен очень тщательно проду­мать набор экспонатов, которые будут показаны детям:

1. Наглядного материала не должно быть много, но в то же время экспонаты должны создать у учеников целостное представ­ление об объекте экскурсии.

2. Экспонаты должны быть непосредственно связаны с темой экскурсии и между собой и представлять логическую последова­тельность.

3. Экспонаты должны раскрывать существенные, главные осо­бенности объектаэкскурсии.

4. Экспонаты должны быть хорошо видны всем ученикам и ос­таваться в поле их зрения во время рассказа учителя и беседы.

Поскольку проведение экскурсии ограничено временем, учи­тель, выстраивая ее маршрут, планирует, что он расскажет детям о каждом экспонате, какие вопросы им задаст, в какой момент будет звучать музыка и какая, когда целесообразно смотреть ви­деофрагмент и т. п. Текст экскурсии должен быть составлен заранее, продуманы и отработаны способы смены экспонатов (слай­ды, репродукции и т.п.).