Прием инсценирования художественного произведения
Журавль и цапля
Действующие лица: Сказочник Журавль Цапля
На сцене справа и слева стоят избушки. Управой избушки стоит журавль, у левой — цапля. Между ними болото. В центре сцены на переднем плане сказочник.
Сказочник (обращается к зрителям). Летала сова — веселая голова; вот она летала-летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела...
Это присказка, сказка вся впереди.
Журавль и цапля начинают двигаться, украшают свои избушки, хлопочут по хозяйству. Журавль то и дело останавливается, вздыхает. Цапля заходит в свой домик.
Сказочник (отходит к правому краю сцены и смотрит теперь уже на персонажей). Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.
Журавль. «Дай пойду посватаюсь на цапле!»
Журавль двигается по направлению к цапле, но идет не прямо, а петляет.
Сказочник. Пошел журавль — тяп, тяп! Семь верст болото месил.
Журавль подходит к избушке цапли. Стучит в дверь.
Журавль. Дома ли цапля?
Цапля. Дома.
Цапля выходит из избушки.
Журавль. Выдь за меня замуж.
Цапля (осмотрев журавля с головы до ног). Нет, журавль, нейду за тя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!
Журавль молча поворачивается и таким же путем, как шел к цапле, возвращается домой. Цапля садится на скамеечку возле избушки и смотрит вслед журавлю, вздыхает.
Цапля. Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.
Цапля решительно встает и отправляется в путь. Подходит к избушке журавля.
Цапля. Журавль, возьми меня замуж!
Журавль. Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!
Цапля плачет и уходит. Журавль смотрит ей вслед, вздыхает.
Журавль. Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму ее замуж.
Журавль отправляется вслед за цаплей.
Журавль. Цапля! Я вздумал на тебе жениться; поди за меня.
Цапля. Нет, журавль, нейду за тя замуж! Журавль уходит.
Цапля. Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!
Цапля отправляется к журавлю.
Сказочник. Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.
Инсценирование предполагает воплощение текста художественного произведения в действии.
Для младших школьников инсценирование — новый вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений: выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, перевоплощаться в образ, верить в условность происходящего.
Театр всегда условность, всегда игра. А игра для младшего школьника остается основным видом деятельности, хотя и вытесняется постепенно деятельностью учебной. Поэтому психологически инсценирование воспринимается детьми как игра в понравившееся словесное произведение.
Инсценирование как методический прием — это создание постановки силами учителя и учеников на основе изучаемого литературного произведения. Цель инсценирования на уроках в школе не ранняя подготовка актеров, а развитие общих задатков и способностей каждого ребенка, в том числе и выразительной речи, пластики, коммуникативности. Инсценирование для детей — это одновременно увлекательная игра, возможность стать одним из персонажей и учебная деятельность, в процессе которой они глубже осмысляют литературное произведение.
Инсценирование позволяет обострить внимание к конфликту произведения, прочертить сюжетные линии в сознании учеников. Этот прием усиливает внимание учеников к художественному тексту, потому что определить, как нужно играть ту или иную роль, можно только внимательно перечитывая произведение, постигая характер героя и его отношения с другими персонажами. Мало того, ученик-актер учится смотреть на мир чужими глазами, открывает для себя существование иной, отличной от его собственной точки зрения. Инсценирование, перевоплощение в другого обладает и психотерапевтическими возможностями, помогает детям раскрепоститься, стать кем-то другим,вступить в новые отношения и потом перенести этот опыт в реальную жизнь.
Инсценировать можно драматические произведения, написанные специально для постановки на сцене, эпические произведения, детскую игровую поэзию, потому что в этих произведениях есть фабула, ярко выраженное действие. Дети всегда с удовольствием инсценируют собственные драматизации (тогда и драматизация как прием становится мотивированной).
Элементы инсценирования могут включаться в любой урок: предлагаем ли мы детям выразительно прочитать реплику героя, сделать жест, который делает персонаж, или показать его мимику, — все это помогает ребенку через физические ощущения понять эмоциональное состояние героя, а значит, понять и роль художественной описательной детали в тексте. И напротив, предлагая ученикам показать огорченного, или мечтающего, счастливого или удивленного героя, мы активизируем его воображение и помогаем воссоздать образ до целостного, дополнить авторские описания личными переживаниями и опытом.
Лучше всего для инсценировки подходят небольшие произведения, в которых есть ярко выраженное действие, события. Нельзя инсценировать лирические произведения, в которых нет внешнего событийного сюжета. В то же время событий не должно быть очень много: дети могут запутаться в их последовательности, что-то забыть, пропустить от волнения.
Самый удобный художественно-словесный материал для знакомства детей с инсценированием — фольклорная сказка, причем не волшебная, а либо бытовая, либо о животных, либо кумулятивная.
Удобно начинать обучение приему с кумулятивных сказок, т.е. таких, в которых действие от завязки до развязки повторяется несколько раз, накапливается (например, «Петушок и бобовое зернышко»). Дело в том, что младшему школьнику легче запомнить фабулу такой сказки: каждый эпизод повторяет предыдущий, меняется только персонаж. Фольклорная сказка не требует заучивания текста наизусть — можно говорить своими словами, передавая суть.
В произведении, предназначенном для инсценирования, обязательно должен быть элемент игры либо откровенной условности, потому что претензии на инсценирование реалистических произведений силами младших школьников несостоятельны и только воспитывают дурной художественный вкус. Главное — произведение должно быть интересным самим детям.
Важно правильно выбрать произведение для инсценировки: художественный материал должен быть по силам маленьким детям, в их личном опыте обязательно должно быть что-то похожее на переживания героев, интересное для самих детей (ставить в начальной школе фрагменты Шекспира неразумно и вредно, предлагать фрагменты пьес из жизни взрослых опасно и неэтично). Поэтому в начальной школе часто инсценируются драматические сказки или их эпизоды.
К инсценировке детей необходимо готовить, дать им возможность войти в произведение, сжиться с ним и со своей ролью. Для этого в классе проводится анализ текста, выявляется конфликт, обсуждаются его участники (их характеры, внешний вид, привычки, жесты, манера говорить), их намерения и причины, побудившие их к действию (анализ образов персонажей).
Сначала можно предложить детям-актерам выразительно прочитать свои реплики. Затем начинаем работать на сцене: коллективно решаем, как расположить героев на сцене в начале действия и почему именно так; как должны двигаться персонажи; к кому обращаться со словами, как должны участники сцены реагировать на происходящее. И все время ищем пластические решения: позы, повороты, жесты.