Внутреннее устройство и состояние Церкви в XV-XVI вв.
Русская церковь под управлением митрополита Московского насчитывала 10 епархий. Самой крупной среди них была епархия, управлявшаяся непосредственно митрополитом.
Митрополит получал вотчинные доходы с владений, принадлежавших кафедре, а также пошлины за поставление епархиальных архиереев, дары во время посещения приходов ("подъезд"), судные пошлины с духовенства и мирян за церковный суд, дани с церквей своей епархии, сборы на содержание служилых людей митрополичьего клироса.
Митрополичий двор был устроен по образцу двора удельного князя со своими боярами, отроками, стольниками, конюшими и другими чинами. Митрополит имел свой полк с воеводой.
Управление в рядовых епархиях строилось аналогичным образом. Теми же были и статьи доходов, но, разумеется, в меньших размерах. Первое место среди епископов по богатству и объему власти принадлежало новгородскому владыке, носившему титул архиепископа. В документах веча имя архиепископа ставилось выше имени местного князя.
В период феодальной раздробленности епископов избирали удельные князья из преданных им лиц боярского происхождения. В Новгороде исстари архиерея избирало вече. По мере ослабления власти удельных князей епископов в епархии все чаще назначали из Москвы. В XV в. такая практика утвердилась окончательно.
Приходское духовенство было полностью подвластно архиереям: поставлялось на приходы (за что полагалось платить), облагалось поборами и несло повинности. Материальное положение приходского священника зависело от избравшей его приходской общины. В XVI в. принцип выборности духовенства начинает вытесняться практикой наследования от отца к сыну. Это имело экономические причины: власти отказывали в поставлении в священники людей служилых и тяглых.
Будучи выходцами из простого народа, малообеспеченные и малограмотные, служители Церкви и в имущественном, и в нравственном отношении не сильно возвышались над своей паствой. Архиереи обличали их в пьянстве, мздоимстве, суевериях, плохом знании "чинов" (порядка) богослужения. Все это обусловливало низкий уровень духовной жизни, нарушения канонического строя церковного богослужения.
В результате монгольского нашествия образовалась острая нехватка богослужебных книг. Чтобы восполнить утраты, во второй половине XIII-XIV вв. в монастырях велась переписка книг. Но большой объем работы, спешка, недостаточная грамотность переписчиков приводили к тому, что в новых списках допускалось множество ошибок.
Другим проявлением "нестроения" в богослужебной практике было так называемое "многогласие", т.е. одновременное чтение, пение и возглашение ектений (прошения) диаконом. Делалось это ради сокращения продолжительности службы, чтобы прихожане не уходили из церкви, не дождавшись ее завершения. Однако при такой разноголосице верующие не могли вникнуть в смысл богослужебных текстов, сосредоточиться на молитве.
В конце XV-XVI вв. возникают споры о том, следует ли при богослужении ходить "по солнцу" или "против солнца", двоить или троить аллилуйю, совершать крестное знамение двумя или тремя перстами. Всему этому придавалось принципиальное значение.
Вместе с тем конец XV-XVI вв. - время интенсивного возрождения различных сторон церковной жизни.
В последней четверти XV в. итальянский мастер Аристотель Фиораванти выстроил в Московском Кремле новый кафедральный Успенский собор. Были сооружены богато украшенные соборы в Троице-Сергиевом монастыре. В первой половине XVI в. перестраиваются Благовещенский и Архангельский соборы в Кремле, построены Новодевичий монастырь, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Получает распространение строительство отапливаемых церквей.
В правление Ивана III и Василия III завершается политическое объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства требовало идеологического подкрепления и создавало предпосылки для упорядочения внутрицерковной жизни в масштабах страны.
Одним из проявлений "удельщины" в жизни Церкви было то, что большинство чудотворных икон и канонизированных святых имели только местное почитание и в Москве не признавались. В свое время местные святыни удельных княжеств служили средством утверждения их самодостаточности перед лицом великокняжеских притязаний. Этим и объясняется нарочитый нигилизм московских властей в отношении к ним. Но после создания единого централизованного государства дальнейшее игнорирование местных святынь потеряло смысл и могло сыграть децентрализующую роль.
Процесс централизации культа с середины XVI в. принял масштабный характер. Успенский собор Московского Кремля стал местом сосредоточения чтимых реликвий из бывших удельных земель. В его иконостасе помещаются иконы Спаса из Новгорода, Благовещения из Устюга, Одигитрии из Владимира, Псково-Печорская икона из Пскова. В Москву перенесены мощи черниговского князя Михаила. Соборы 1547 и 1549 гг. придали 30 местным святым общероссийский статус.