Пример урока-игры
Раскроем возможности театрализованной игры на примере игры «Журналистское расследование» при изучении сказки X. К. Андерсена «Свинопас».
После знакомства детей со сказкой Андерсена «Свинопас» выявляется их восприятие произведения с помощью вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия. Прочитав детям сказку, учитель сообщает, что в очередном номере школьного журнала будут опубликованы материалы, посвященные творчеству X. К. Андерсена и героям его сказок. Он предлагает детям попробовать ответить на ряд вопросов:
— Какие моменты в сказке вам запомнились? Что вы можете сказать о героях этой сказки? Было ли вам кого-нибудь жалко, когда вы читали сказку? Почему? Как автор относится к своим персонажам? Почему вы так решили? Почему принцессе не понравились подарки принца? Почему сказка названа «Свинопас», а не «Свинопас и принцесса»?
Ответы детей показывают им самим, что в классе нет единого мнения о персонажах сказки и мотивах их поступков. Это и создает проблемную ситуацию, для разрешения которой учитель предлагает ребятам исследовать текст сказки, собрать своеобразное информационное досье на каждого из персонажей и только после этого сделать выводы и вновь ответить на вопросы. Только тогда, подчеркивает учитель, когда вы сопоставите внешность, поступки героев, их отношения с другими людьми, ваши выводы будут серьезны и обоснованны.
Учитель предлагает детям попробовать себя в журналистской деятельности, собирая информационное досье на героев сказки X. К. Андерсена «Свинопас». Результатом работы должно стать сообщение, с которым ученики выступят на редакционном совете и расскажут о своей воображаемой встрече с героем. Лучшие досье будут опубликованы в школьном журнале. Так создается мотивация игровой и одновременно квазипрофессиональной (журналистской) деятельности.
Игровая квазипрофессиональная деятельность — сбор материалов о герое — предполагает анализ образов персонажей сказки, выводы об их характерах, оценки их поступков, а также составление отчета о проделанной работе и письменную характеристику персонажей. Игра в редакционный совет требует от учеников умения слушать и понимать выступающих, а также речевых умений формулировать вопросы, высказывать и мотивировать свое мнение и, конечно, формирует культуру вести дискуссию.
На этом этапе учитель объясняет детям специфику журналистской деятельности, после чего выясняется, на какие вопросы они должны ответить, собирая информацию, и у кого ее можно получить, что в произведении может стать источником информации о герое (поступки героя, его речь, внешний вид и т. п.).
Ученики вместе с учителем приходят к выводу о том, что сбор информации необходимо вести по алгоритму:
1. Найти в тексте все эпизоды, в которых участвует герой или в которых говорится о герое, отметить ее карандашом и сделать закладки.
2. Ответить на вопросы:
1) Когда, где и при каких обстоятельствах читатель впервые видит героя? Что эти сведения говорят читателю о герое?
2) Что можно сказать о манерах, речи героя? Что эти черты говорят о характере героя?
3) Какие поступки совершил герой? Как они характеризуют его?
4) Как и почему складываются взаимоотношения героя с другими персонажами? Как это характеризует героя?
5) Как и почему автор относится к своему герою? Что в тексте помогает это обнаружить?
Вопросы раздаются детям на карточках.
Учитель предлагает детям объединиться для работы в 4 группы по 5 —6 человек. Каждая группа будет собирать информацию об одном из героев сказки — принцессе, принце, императоре и фрейлинах (собирательный образ). Первоначально состав группы формируется самими учениками, но при этом учитывается необходимость включения в каждую группу ученика, обладающего организаторскими способностями. Затем группы получают от учителя, который исполняет роль главного редактора, задание по сбору информации о конкретном герое.
Сначала каждый ученик собирает информацию о герое самостоятельно дома, потом дети объединяются для работы в группы и уточняют результаты, и уже после обсуждения в группе кто-то выступает с коллективным решением на редакционном совете.
Смысл предлагаемой деятельности состоит в том, что при решении поставленной творческой задачи ученики будут неоднократно обращаться к тексту сказки. Каждая группа, работая над информационным досье, проанализирует образы героев, их характеры, отношение автора к героям.
Кроме общего алгоритма работы, учитель заранее составляет для каждой группы дополнительные вопросы, которые помогут ребятам при анализе образа героя, привлекая их внимание к деталям, которые они обычно не замечают при самостоятельной работе:
— Зачем принц пошел в свинопасы? Какова его цель? Чего добивался принц, прося поцелуи за игрушки? Почему все же изменилось отношение принца к принцессе? Почему он отказывается от нее? Как вы думаете, почему у принцессы не было других дел, кроме игр с фрейлинами? Почему принцесса отвергла подарки принца? Почему император носит стоптанные башмаки? Почему император выгоняет не только свинопаса, но и родную дочь?
В ходе работы учитель, исполняющий роль главного редактора, по очереди подходит к каждой группе, присутствует при обсуждении и при необходимости просит журналистов ответить на возникшие в ходе обсуждения вопросы. Также учитель помогает детям сделать выводы из их наблюдений и логически выстроить свое выступление.
Непосредственно сама игра проводится на уроках литературного чтения, в ходе которых журналисты защищают подготовленное ими информационное досье о герое, доказывая истинность собранных данных, отвечают на вопросы «коллег» и «главного редактора».
Вот вопросы, заданные учениками в ходе обсуждения на редакционном совете:
— Зачем автор подробно описывает розу и соловья? Зачем Андерсен подчеркивает, что принцесса все же готова платить за безделушки поцелуями, причем даже на сто поцелуев готова? Как фрейлины относятся к подаркам принца? Почему прямо перед дворцом пасутся свиньи?
За счет того, что ученикам предлагается творческая профессиональная деятельность, а не игра,они серьезно подходят к своему журналистскому расследованию, благодаря чему тщательнее анализируют произведение. Дети размышляют и определяют мотивы поступков и поведения героев, дают обстоятельную оценку персонажам, они определяют важную роль художественных деталей в понимании характера героя, становятся более внимательными к слову. Пока еще детям трудно самостоятельно определить авторскую позицию и основную идею произведения. Но при специальных побуждающих вопросах учителя они могут это сделать. Все это говорит о качественном, полноценном восприятии литературного текста.
Опыт творческой профессиональной деятельности, полученный младшими школьниками в театрализованной игре, расширяет их представления о прекрасном, учит их оценивать человека по его поступкам, отношению к художественным и природным ценностям, по его речевой манере, т.е. видеть сказочный мир, созданный Андерсеном, в единстве его формы и содержания, а значит, и глубже понимать реальный мир, в котором они живут.