Крещение Руси

 

"Повесть временных лет", сообщая о крещении киевлян, утверждает, что они "с радостью идяху" на берег реки. Однако, пожалуй, ближе к истине свидетельство летописного документа, не сохранившегося до наших дней, но бывшего в распоряжении российского историка XVIII в. В.Н. Татищева: "По спровержении идолов и крещении множества знатных людей митрополит и попы, ходяще по граду, учаху люди вере Христове. И хотя многие принимали, но множайшии, размышляя, отлагали день за день; инии же закоснелые сердцем и слышати учения не хотели. Тогда Владимир послал по всему граду, глаголя: "Заутра всяк изидет на реку Почайну креститися; а ежели кто от некресченых заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтется". Слышавше же сие, людие мнозии с радостию шли, разсуждая междо собою, ежели бы сие не было добро, то б князь и бояра сего не прияли. Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их...") (См.: Татищев В.Н. История Российская: В 7 т. Т. II, М.;Л., 1962. С.63.). Если крещение киевлян прошло в целом без эксцессов, то обращение в новую веру жителей другого крупнейшего города Руси - Новгорода стало возможным лишь после подавления организованного местными волхвами сопротивления народа.

 

Христианство успешнее утверждалось в южных, более развитых регионах страны, а также в городах. К восприятию новой религии в большей степени были предрасположены торговые люди, дружинники и представители приближенной к князю аристократии. Труднее она закреплялась в племенах, населявших северную часть страны, в сельской местности, среди смердов.

 

Борьба с язычеством на северной и северно-восточной периферии Руси заняла несколько столетий. По сообщению "Повести временных лет", в 1024 и 1071 гг. в Суздальской земле произошли восстания, которыми руководили волхвы; в 1078 г. в Новгороде случился мятеж, в котором "людье вси идоша за волхва". В Ростове в XI в. миссионеры-епископы Феодор и Иларион не смогли убедить жителей креститься и "избегоша, не терпяще неверия и многая досаждения от людей". Еще в начале XII в. здесь стоял идол Велеса и ему открыто поклонялись. В середине XII в. вятичи устроили самосуд над миссионерами и убили монаха Киево-Печерского монастыря Кукшу.