Творческое чтение как направлениев методике сложилось к 20-м годам XX в. Сущность метода была раскрыта в книге С.И.Абакумов «Творческое чтение» (1925).

Метод творческого чтения

В начале XX в. многие передовые учителя на уроках чтения на­чали использовать активные творческие приемы работы: рисова­ние, лепку, драматизацию и др.

В Программах по русскому языку, выпущенных Наркомпросом в 1920 г., был са­мостоятельный отдел «Драматизация». Тогда же выходят методи­ческие рекомендации «Игра-драматизация в школе», составлен­ные кружком педагогов под редакцией Е.Соловьевой (М.; Пг., 1924). Авторы придавали исключительное значение драматизации прочитанного детьми произведения, так как «драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, пере­живается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жес­та, мимики, позы, группировки»[9].

 

Были разработаны и описаны возможные виды драматизации, которые могут быть использованы в классе без специальных театральных средств и подмостков:

- чтение произведения по ролям;

- чтение наизусть с применением соответствующих жестов, те­лодвижений, интонации, расположения в группах;

- чтение произведения в классе с описанием тех положений, дей­ствий, выражений лиц, поз, интонации, костюмов, обстановки и пр. предметов и средств, которые необходимы для живого действия;

- разыгрывание сценария с некоторыми декорациями, услов­ными костюмами, упрощенным гримом.

Интересно, что в пособии разводились понятия «представ­ление» и «игра»:«Представлять - значит изображать для кого-то, на кого-то ... намеренно воздействовать, а играть - для самих се­бя» (Там же. - С. 9). Дети, участвующие в драматизации должны проникнуться переживаниями героев, а не жаж­дой успеха.

Таким образом, драматизация в обучении чтению по­нималась не как прием театрализации, а как школа совместных переживаний актеров и зрителей.

 

Большое внимание уделяется обучению детей чтению про себя. В 1930 г. выходит пособие К.Б.Бархина «Методи­ка тихого чтения в связи с задачами по развитию речи». Среди уп­ражнений, направленных на активизацию чтения про себя, много таких, которые способствуют переосмыслению словесных образов, стимулируют использование разнообразных средств для интерпре­тации прочитанного:

- подбор к текстам рисунков;

- иллюстрирование;

- пантомимизация предложений (например, предложения У меня болит зуб);

- составление сценариев (когда ребенок поставлен перед необ­
ходимостью «перевести» повествование в действие, а описание в беседу) и др.

Главным было стремление активизировать деятельность детей при чтении ху­дожественного произведения, основывающееся на том, чтодля детей характерно отзываться действием на то, что узнается в ходе жизненных и учебных ситуа­ций. Ребенку предоставлялась возможность не только словом объяснять прочитанное, а в конкретном деле - лепке, рисовании, выпиливании, шитье, плетении, аппликации и таким образом прояснять и углублять свои впечат­ления от прочитанного.

Работа по реконструкции образов про­читанного текста проводилась после чтения произведения:дети в работах воплощали свое понимание образов! Для этого привлекался не только ручной труд, использовались пение, музыка, словесные методы: рассказы по аналогии, продолжение сюжета, словесное рисование, пересказы - выборочный и творче­ский, выразительное чтение наизусть, драматизация.

Итогом та­ких отдельных уроков становились литературные журналы, школьные выставки и спектакли, праздники, в которых участво­вали дети разного возраста.

 

Уроки чтения были двух типов:

- уроки отработкитехники чтения, на которых читали сами дети, однако никакой специальной работы, помогающей им осознать читаемое, не ве­лось;

- уроки творческого чтения предназначались для прочитывания произведений (обычно небольших), по которым впоследствии велась творческая рабо­та, поэтому на этих уроках текст чаще всего читался учителем вслух,чтение не рекомендовалось прерывать вопросами, непонятное объяснялось до чтения. С.И.Абакумов считал, что выразительное чтение - это «объяснение без объяс­нения», чтение учителя становилось ключом к пониманию произ­ведения.

Иногда проводились специальные уроки для чтения про­изведений про себя.