Творческое чтение как направлениев методике сложилось к 20-м годам XX в. Сущность метода была раскрыта в книге С.И.Абакумов «Творческое чтение» (1925).
Метод творческого чтения
В начале XX в. многие передовые учителя на уроках чтения начали использовать активные творческие приемы работы: рисование, лепку, драматизацию и др.
В Программах по русскому языку, выпущенных Наркомпросом в 1920 г., был самостоятельный отдел «Драматизация». Тогда же выходят методические рекомендации «Игра-драматизация в школе», составленные кружком педагогов под редакцией Е.Соловьевой (М.; Пг., 1924). Авторы придавали исключительное значение драматизации прочитанного детьми произведения, так как «драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировки»[9].
Были разработаны и описаны возможные виды драматизации, которые могут быть использованы в классе без специальных театральных средств и подмостков:
- чтение произведения по ролям;
- чтение наизусть с применением соответствующих жестов, телодвижений, интонации, расположения в группах;
- чтение произведения в классе с описанием тех положений, действий, выражений лиц, поз, интонации, костюмов, обстановки и пр. предметов и средств, которые необходимы для живого действия;
- разыгрывание сценария с некоторыми декорациями, условными костюмами, упрощенным гримом.
Интересно, что в пособии разводились понятия «представление» и «игра»:«Представлять - значит изображать для кого-то, на кого-то ... намеренно воздействовать, а играть - для самих себя» (Там же. - С. 9). Дети, участвующие в драматизации должны проникнуться переживаниями героев, а не жаждой успеха.
Таким образом, драматизация в обучении чтению понималась не как прием театрализации, а как школа совместных переживаний актеров и зрителей.
Большое внимание уделяется обучению детей чтению про себя. В 1930 г. выходит пособие К.Б.Бархина «Методика тихого чтения в связи с задачами по развитию речи». Среди упражнений, направленных на активизацию чтения про себя, много таких, которые способствуют переосмыслению словесных образов, стимулируют использование разнообразных средств для интерпретации прочитанного:
- подбор к текстам рисунков;
- иллюстрирование;
- пантомимизация предложений (например, предложения У меня болит зуб);
- составление сценариев (когда ребенок поставлен перед необ
ходимостью «перевести» повествование в действие, а описание в беседу) и др.
Главным было стремление активизировать деятельность детей при чтении художественного произведения, основывающееся на том, чтодля детей характерно отзываться действием на то, что узнается в ходе жизненных и учебных ситуаций. Ребенку предоставлялась возможность не только словом объяснять прочитанное, а в конкретном деле - лепке, рисовании, выпиливании, шитье, плетении, аппликации и таким образом прояснять и углублять свои впечатления от прочитанного.
Работа по реконструкции образов прочитанного текста проводилась после чтения произведения:дети в работах воплощали свое понимание образов! Для этого привлекался не только ручной труд, использовались пение, музыка, словесные методы: рассказы по аналогии, продолжение сюжета, словесное рисование, пересказы - выборочный и творческий, выразительное чтение наизусть, драматизация.
Итогом таких отдельных уроков становились литературные журналы, школьные выставки и спектакли, праздники, в которых участвовали дети разного возраста.
Уроки чтения были двух типов:
- уроки отработкитехники чтения, на которых читали сами дети, однако никакой специальной работы, помогающей им осознать читаемое, не велось;
- уроки творческого чтения предназначались для прочитывания произведений (обычно небольших), по которым впоследствии велась творческая работа, поэтому на этих уроках текст чаще всего читался учителем вслух,чтение не рекомендовалось прерывать вопросами, непонятное объяснялось до чтения. С.И.Абакумов считал, что выразительное чтение - это «объяснение без объяснения», чтение учителя становилось ключом к пониманию произведения.
Иногда проводились специальные уроки для чтения произведений про себя.