Административно-территориальное устройство РПЦ

 

В административно-территориальном отношении Русская Пра­вославная Церковь разделяется на епархии – местные Церкви, воз­главляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образова­тельные учреждения, братства, сестричества и миссии.

 

Приходом называется община православных христиан, состоя­щая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, на­ходится под начальственным наблюдением своего епархиального ар­хиерея и под руководством поставленного им священника-настояте­ля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граж­дан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Высшим органом управле­ния прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоя­телем прихода, который по должности состоит председателем При­ходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.

 

Благочинием называется часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территори­альной близости друг от друга. Возглавляется благочинным – свя­щенником, назначенным помогать епархиальному архиерею в наблюдении за деятельностью настоятелей храмов и жизнью приходов во вверенной ему части епархии.

 

Братства и сестричества – это добровольные объединения ми­рян, которые имеют целью поддержание храмов в надлежащем со­стоянии, развитие церковной благотворительности и религиозно-нравственного просвещения. Братства и сестричества создаются обычно при приходах и состоят под начальственным наблюдением настоятеля. Они приступают к своей деятельности после благосло­вения епархиального архиерея.

 

Монастырь – это церковное учреждение, в котором прожива­ет и осуществляет свою деятельность мужская или женская общи­на, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершен­ствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Святейшему Па­триарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по пред­ставлению епархиального архиерея. Епархиальные монастыри нахо­дятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Ставропигиальные монастыри находятся под канониче­ским управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или тех синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое управление.

 

Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в экзархаты. В основу такого объединения полагается националь­но-региональный принцип. Решения о создании или роспуске эк­зархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь.

 

В состав Московского Патриархата входят также автономные и самоуправляемые Церкви. Их создание и определение их границ вхо­дит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патри­аршим Томосом (указом), издаваемым в соответствии с решениями Помест­ного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправля­емыми являются Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Эстонская Православная Церковь. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широ­кой автономии. Японская Автономная Православная Церковь и Ки­тайская Автономная Православная Церковь независимы и свобод­ны в делах своего внутреннего управления и связаны с Полнотой Вселенского Православия через Русскую Православную Церковь.