Церковная иерархия и Церковные Соборы
Дьяконы (служители) –помощники священников при совершении таинств и богослужений, не имеющие самостоятельной роли в Церкви.
Уже в I веке особую роль в жизни Церкви играла христианская община Рима. Рим – столица империи, поэтому и христианская община Рима была призвана играть в христианском мире координирующую роль. Поскольку римские епископы считались преемниками апостола Петра, они ставили себя выше других епископов.
Первенство Римского епископа, которого со II века называли Папой, признавалось в Церкви, но понималось по-разному. Если в Риме понимали это первенство как реальную власть Папы в Церкви, то в восточной части империи полагали, что Римскому епископу положены особые почести, но не признавали его власти над другими епископскими кафедрами.
Во II-III вв. формируется та структура Церкви, которая потом сохраняется на протяжении столетий. Церковь понимается верующими как особый богочеловеческий организм, ведомый Святым Духом. Богословы говорят о Церкви как о мистическом Теле Христа.
Устройство Православной Церкви определяется сочетанием двух принципов: иерархического и соборного. В соответствии с иерархическим принципом, руководящее положение в Церкви принадлежит прежде всего епископам – преемникам апостолов, которые могут совершать все церковные таинства. Однако в соответствии с принципом соборности, ни один из епископов Православной Церкви, ни митрополиты, ни патриархи не могут провозглашать положения веры или менять церковное устройство. Это право принадлежит только Соборам – съездам епископов, а иногда и священников, и мирян. Соборы могут избирать и смещать епископов и патриархов. Именно Соборы (или представляющие их органы, например Синод) обладают высшей властью в Православных Церквах.
Вселенское Православие сегодня – это содружество разных национальных Церквей. Вселенский (Константинопольский) патриарх обладает в этом содружестве «первенством чести», но не иерархической властью. Он может выносить суждения о внутренних делах других Церквей только в том случае, если они обращаются к нему за советом или посредничеством. Но даже в этом случае его мнение имеет рекомендательный, а не обязательный характер.
Сегодня Вселенская Православная Церковь включает 15 автокефальных (независимых) Православных Церквей. Их Предстоятели на патриарших богослужениях поминаются в исторически сложившейся последовательности, которая закреплена в диптихе (списке) автокефальных Церквей.
Среди них – девять Церквей, возглавляемых Патриархами: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия), Иерусалимская (Израиль и Палестина), на пятом месте – Русская (Московский Патриархат). Затем следуют Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская Православные Церкви.
Шесть автокефальных Церквей возглавляются архиепископами (Кипрская, Элладская и Албанская) и митрополитами (Православные Церкви в Польше, в Чехословакии и в Америке).