Структура Церкви

Церковь состоит из духовенства и мирян.

Церковная иерархия основана на принципе апостольского преемства. Епископы и священники как преемники апостолов могут, в отличие от мирян, совершать таинства (кроме крещения, которое в исключительных случаях могут совершать и миряне). При этом только епископы имеют право посвящать (рукополагать) священников и своих преемников – других епископов.

 

По мере распространения христианства формируются церковные структуры, иерархия. С конца I века н.э. общинами руководят старейшины, которых называли пресвитерами (греч. - «старейшина, глава общины») или епископами. Первоначально эти слова выступают как синонимы – это главы местных общин, находящихся в тесном контакте друг с другом. Но позднее функции пресвитеров и епископов и их положение в Церкви будут различаться. И возвышение одних поставит в зависимое положение других.

 

Епископ(греч. - «надзирающий»)со II века становится главным лицом, совершающим богослужение. Епископы считаются прямыми преемниками апостолов. Епископы возглавляли крупные христианские общины, в управлении которыми им помогали священники (пресвитеры) и дьяконы (помощники священников). С IV в. епископов, которые руководили наиболее крупными церковными провинциями, стали называть архиепископами и митрополитами.

С V-VI вв. епископов Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима называют патриархами(от греч. patér – «отец» и archéo - «управляю»). Это высший титул главы самостоятельной (автокефальной) Православной Церкви.

Патриархи Рима и Александрии носят также титул Папы (греч. pappas - «отец», лат. papa). В качестве примера приведем титулы двух нынешних глав Церквей – Папа Римский, глава Римско-католической церкви, и Папа и Патриарх великого града Александрии - глава Александрийской Православной Церкви (Египет).

Священникомназывают духовное лицо, имеющее право совершатьтаинства.Таинством, по учению христианской Церкви, является священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия.