Экономическое значение цены
Условия осуществлений и цели ценовой дискриминации
Ценовая политика предприятия
Классификация цен
Экономическое значение цены
Тема 3.4 Цены, ценовая политика предприятия
Тип лекции: текущая
План:
Цена – это денежное выражение стоимости товара, это экономическая категория, которая служит для косвенного выражения общественно необходимого времени, затраченного на производство товара.
Таким образом, для определения цены необходимо иметь представления о таких категориях, как товар, деньги, стоимость товара, рабочее время, общественно необходимое рабочее время.
Минимальная цена определяется себестоимостью продукции.
Максимальная цена – наличием, каких – либо уникальных, особых достоинств в товаре. Средней уровень определяется исходя из цены конкурентов и товаров-заменителей.
В условиях рынка цена выполняет следующие функции:
1. Закрепление фирмы на рынках.
2. Обеспечение необходимых объемов прибыли
3. Обеспечение высокого качества товаров.
4. Обеспечение необходимого уровня послепродажных услуг.
На величину цены оказывают влияние внешние и внутренние условия фирмы.
К внешним условиям относятся: политика, экономика, демография, мировой рынок, климатические условия, социальная политика. К внутренним условиям относятся: финансовые возможности фирмы, научно-технический раздел, организационно-технический раздел, организационно-технический уровень производства, квалификация, и опыт кадров.
Факторы ценовой политики тесно связаны с факторами, которые непосредственно влияют на величину устанавливаемых цен. Обычно они выстраиваются в следующей последовательности:
1. Издержки производства – чем они ниже, тем больший диапазон изменения цен может быть допущен на рынке.
2. Цены конкурентов-экспортеров в страну – чем они ниже, ниже, тем труднее проникнуть на эти рынки.
3. Цены местных фирм-конкурентов.
4. Величина спроса.
5. Транспортные издержки.
6. Надбавки и скидки в пользу посредника.
7. Различные пошлины и сборы.
8. Реклама.
Таким образом, к цене следует относиться как к очень тонкому механизму регулирования рынка, в котором принцип «золотой середины» важен для любого продавца и любого товара.
Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную.
В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.
Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д.
Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.