Правило суммы и произведения

Понятие комбинаторной задачи

Лекция № 13,14

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

 

В обыденной жизни нередко встречаются задачи, которые имеют несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, важно не упустить ни один из них. Для этого надо уметь осуществлять перебор всех возможных вариантов или подсчитывать их число. Задачи, требующие такого решения, называются комбинаторными.

С теоретико–множественной точки зрения решение комбинаторных задач связано с выбором из некоторого множества подмножеств, обладающих определенными свойствами, и упорядочением множеств. Область математики, в которой изучают комбинаторные задачи, называется комбинаторикой.

Комбинаторика возникла в XVI веке и первоначально в ней рассматривались комбинаторные задачи, связанные в основном с азартными играми. В процессе изучения таких задач были выработаны некоторые общие подходы к их решению, получены формулы для подсчета числа различных комбинаций.

В настоящее время комбинаторика является одним из важных разделов математической науки. Ее методы широко используются для решения практических и теоретических задач. Установлены связи комбинаторики с другими разделами математики.

В начальном обучении математике роль комбинаторных задач по­стоянно возрастает, поскольку в них заложены большие возможности не только для развития мышления учащихся, но и для подготовки учащихся к решению проблем, возникающих в повседневной жизни.

Комбинаторные задачи в начальном курсе математики решаются, как правило, методом перебора. Для облегчения этого процесса не­редко используются таблицы и графы. В связи с этим учителю на­чальных классов необходимы определенные умения и навыки решения комбинаторных задач.

 

В комбинаторике, которая возникла раньше теории множеств, пра­вило нахождения числа элементов объединения двух непересекающихся конечных множеств называют правилом суммы и формулируют в таком виде:

Если объект а можно выбрать m способами, а объект b - k способами (не такими, как а), то выбор «либо а, либо b» можно осуществить m+k способами.

Задача 1. На тарелке лежат 5 яблок и 4 апельсина. Сколькими спо­собами можно выбрать один плод?

Решение. По условию задачи яблоко можно выбрать пятью спо­собами, апельсин - четырьмя. Так как в задаче речь идет о выборе «либо яблоко, либо апельсин», то его, согласно правилу суммы, мож­но осуществить 5 + 4 = 9 способами.

Правило нахождения числа элементов декартова произведения двух множеств называют в комбинаторике правилом произ­ведения и формулируют в таком виде:

Если объект а можно выбрать т способами, а объект b – k спосо­бами, то пару (a, b) можно выбрать m . k способами.

Правило суммы и произведения, сформулированные для двух объ­ектов, можно обобщить и на случай t объектов.

Задача 2. На тарелке лежат 5 яблок и 4 апельсина. Сколькими спо­собами можно выбрать пару плодов, состоящую из яблока и апельсина?

Решение. По условию задачи яблоко можно выбрать пятью спо­собами, апельсин – четырьмя. Так как в задаче речь идет о выборе пары (яблоко, апельсин), то ее, согласно правилу произведения, можно выбрать 5. 4 = 20 способами.