Этапы и стадии управленческого решения

 

В теории принятия решений обычно выделяют два направления– нормативное и дескриптивное. В первом случае исследователи строят изложение на формализованных методах, исследуемых формальными, преимущественно математическими, методами, во втором– они опираются главным образом на качественное описание и изучение проблемы. Если математические модели разрабатываются, как правило, для двух целей: для лучшего понимания существующей реальности и для выработки рационального курса действий,– то дескриптивные исследования дают практический опыт принятия решений.

При принятии решения вне зависимости от применяемых моделей существуют некоторые правила принятия решений. Существует два типа правил, к первому типу относятся:

1. Максимаксное решение – это решение, при котором принимается решение по максимизации максимально возможных доходов.

2. Максиминное решение – это решение, при котором максимизируется минимально возможный доход.

3. Минимаксное решение – это решение, при котором минимизируются максимальные потери.

4. Критерий Гурвича. Данный критерий является компромиссом между максиминным и максимаксным решениями и является одним из самых оптимальных.

Ко второму типу принятия решений относятся решения, при которых кроме самих возможных доходов и потерь учитываются вероятности возникновения каждого исхода. К данному типу принятия решений относятся, например, правило максимальной вероятности и правило оптимизации математического ожидания. Имеется следующая классификация методов и методик принятия решений (рисунок 2) [6, с.66]:

 

 

 

 


Рисунок 2 - Классификация методов принятия решений

 

Таблица 3 - Этапы и процедуры разработки управленческих решений

Этапы Процедуры
1. Постановка проблемы · возникновение новой ситуации; · появление проблемы; · сбор необходимой информации; · описание проблемной ситуации.
2. Разработка вариантов решений · формулирование требований ограничений; · сбор необходимой информации; · разработка возможных вариантов решений.
3. Выбор решения · определение критериев выбора; · выбор решений, отвечающий критериям; · оценка возможных последствий; · выбор предпочтительного решения.
4. Организация выполнения решения и его оценка · план реализации выбранного решения; · контроль хода реализации решения; · оценка решения проблемы и возникновения новой ситуации.

 

Отдельные фазы конкретного шага, и выделенные шаги определенного этапа разработки решения органически взаимосвязаны (см.таблицу 3). Поэтому границы отдельных фаз в рамках конкретных шагов и даже границы самих шагов довольно условны. Это эталонная схема принятия решения. Конкретные схемы и алгоритмы принятия решений возникают в зависимости от сфер деятельности, и базисом для подобных схем служит универсальная схема. Так, например, существуют алгоритмы принятия решения в снабжении, сбыте, производственной части предприятия, то есть это пошаговая инструкция к действию.

При принятии многовариантного решения первые три шага соответствуют стандартному процессу решения. Это диагностика проблемы, постановка цели решения и установление критериев, которые должны использоваться при его принятии.

 

 
 

 


           
 
Экономический анализ
   
Модель линейного программирования
 
 

 


Рисунок - 3 Модели принятия управленческих решений


ТЕМА 2 ТИПЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

2.1 Планирование: функция управления; процедура разработки плана

 

В процессе работы по составлению плана можно выделить четыре этапа.

На первом этапе осуществляется аналитическая работа, предполагающая проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально-экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики.

На втором этапе Министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экономического развития.

Третий этап связан с разработкой проекта плана на соответствующий период.

На четвертом этапе подготовленный Министерством экономики план социально-экономического развития представляется в Совет Министров для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Федеральному Собранию. Одновременно рассматриваются Государственный бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. При необходимости документы дорабатываются.

После уточнения отдельных показателей одобряется план экономического и социального развития страны на соответствующий период, Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.

С целью обеспечения выполнения плана Совет Министров и другие органы управления осуществляют контроль и принимают соответствующие меры.