Этапы и стадии управленческого решения
В теории принятия решений обычно выделяют два направления– нормативное и дескриптивное. В первом случае исследователи строят изложение на формализованных методах, исследуемых формальными, преимущественно математическими, методами, во втором– они опираются главным образом на качественное описание и изучение проблемы. Если математические модели разрабатываются, как правило, для двух целей: для лучшего понимания существующей реальности и для выработки рационального курса действий,– то дескриптивные исследования дают практический опыт принятия решений.
При принятии решения вне зависимости от применяемых моделей существуют некоторые правила принятия решений. Существует два типа правил, к первому типу относятся:
1. Максимаксное решение – это решение, при котором принимается решение по максимизации максимально возможных доходов.
2. Максиминное решение – это решение, при котором максимизируется минимально возможный доход.
3. Минимаксное решение – это решение, при котором минимизируются максимальные потери.
4. Критерий Гурвича. Данный критерий является компромиссом между максиминным и максимаксным решениями и является одним из самых оптимальных.
Ко второму типу принятия решений относятся решения, при которых кроме самих возможных доходов и потерь учитываются вероятности возникновения каждого исхода. К данному типу принятия решений относятся, например, правило максимальной вероятности и правило оптимизации математического ожидания. Имеется следующая классификация методов и методик принятия решений (рисунок 2) [6, с.66]:
Рисунок 2 - Классификация методов принятия решений
Таблица 3 - Этапы и процедуры разработки управленческих решений
Этапы | Процедуры |
1. Постановка проблемы | · возникновение новой ситуации; · появление проблемы; · сбор необходимой информации; · описание проблемной ситуации. |
2. Разработка вариантов решений | · формулирование требований ограничений; · сбор необходимой информации; · разработка возможных вариантов решений. |
3. Выбор решения | · определение критериев выбора; · выбор решений, отвечающий критериям; · оценка возможных последствий; · выбор предпочтительного решения. |
4. Организация выполнения решения и его оценка | · план реализации выбранного решения; · контроль хода реализации решения; · оценка решения проблемы и возникновения новой ситуации. |
Отдельные фазы конкретного шага, и выделенные шаги определенного этапа разработки решения органически взаимосвязаны (см.таблицу 3). Поэтому границы отдельных фаз в рамках конкретных шагов и даже границы самих шагов довольно условны. Это эталонная схема принятия решения. Конкретные схемы и алгоритмы принятия решений возникают в зависимости от сфер деятельности, и базисом для подобных схем служит универсальная схема. Так, например, существуют алгоритмы принятия решения в снабжении, сбыте, производственной части предприятия, то есть это пошаговая инструкция к действию.
При принятии многовариантного решения первые три шага соответствуют стандартному процессу решения. Это диагностика проблемы, постановка цели решения и установление критериев, которые должны использоваться при его принятии.
![]() |
| ![]() |
| |||||
Рисунок - 3 Модели принятия управленческих решений
ТЕМА 2 ТИПЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1 Планирование: функция управления; процедура разработки плана
В процессе работы по составлению плана можно выделить четыре этапа.
На первом этапе осуществляется аналитическая работа, предполагающая проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально-экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики.
На втором этапе Министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экономического развития.
Третий этап связан с разработкой проекта плана на соответствующий период.
На четвертом этапе подготовленный Министерством экономики план социально-экономического развития представляется в Совет Министров для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Федеральному Собранию. Одновременно рассматриваются Государственный бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. При необходимости документы дорабатываются.
После уточнения отдельных показателей одобряется план экономического и социального развития страны на соответствующий период, Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.
С целью обеспечения выполнения плана Совет Министров и другие органы управления осуществляют контроль и принимают соответствующие меры.