Джеймс Джойс Улисс

Джойс назвал «Улисса» не «роман», а «the book» à ассоциация с библией.

«Улисс» à лат.западно-европейская традиция (лат. название «Одиссея»)

Эпизод «Сцилла и Харибда» (глава 9) à тема Шекспира

Тема отца и сына – одна из центральных.

- Блум и Руди

- Блум и его отец

- Стивен и Саймон Дедал

- Блум и Стивен

à однако Стивену является призрак матери (15 глава «Цирцея»)

à связь с Ибсеном («Бранд» à отказывается исповедовать мать)

«Одиссея» vs «Улисс» - книга о странствиях

Одиссей наказан. Он взял Трою обманом. Против него Посейдон, Афродита. Все мешают ему вернуться домой. Ничто не позволяет ему думать, что Пенелопа верна и что его место не занято.

В этом его можно сравнить с Блумом.

Стивен слышит/Блум видит

Гнев Афродиты à Цирцея

Речь идет о некой мужской несостоятельности Блума. Поэтому он не спит с проститутками. Поэтому терпит измены жены. Из-за этого ему отвратителен бордель; все издеваются над ним, и проститутки, и Белла, и призрак Молли.

Речь не идет о поверхностных аллюзиях. Цель – выявить потайное в человеческом существовании (тема отца и сына, страха перед женщиной, предательства).

Христианство для Джойса – тоже драма отца и сына, предательства женщины и т.д.

Еще один доминирующий текст – «Божественная трагедия» Данте (двое спутников, блуждающих по адским кругам)

18 эпизодов à в среднем человек бодрствует 18 часов из 24.

Пиррова победа à Кадмейская победа

(лат.традиция) ß (греч.традиция)

- тема отношений сыновей и отцов

Д.Г.Лоренс «Любовник Леди Чаттерлей»

Мужчины Конни

- анонимный немец (погиб на войне)

- прапрадед Микаэлис (драматург)

- англичанин /егерь Меллорс

à немецкие люди показаны как более здоровые, крепкие люди в сравнении с англичанами (все еще помнят о важности человеческого существования)

+ ее любовник – музыкант (творческая личность)

В ее покоях висят немецкие копии Сезанна и Ван Гога, а мать ее любила прерафаэлитов.

При упоминании о Микаэлисе часто говорится о его комплексах + комплексы связаны с его национальностью.

Микаэлис принадлежит к кельтской расе. Сравнение с африканской маской à древние истоки à примитивизм

à но у него было субтильное тело подростка

Меллорс тоже не крепкий, суховатый + проблема с легкими.

Муж самый крепкий (широкие плечи) à но Кони раздражает несоответствие между верхней и нижней частью.

Почему Микаэлис не может стать осн.любовником?

à он занят не тем, тоже искусством

Меллорса отличает от других близость к природе.

Лес – то, в котором охотился Робин Гуд (Ноттингемский лес)

Аллея, по которой ходит Конни, в прошлом – магистральная дорога.

Меллорс из шахтерской семьи. Но он не спускался в шахту. У него хорошие манеры. Он субъект деклассированный. Пытается быть без класса.

à может говорить и на шахтерском наречии, и как образованный человек.

Кони приятны все любовники. В чем разница в отношениях с Меллорсом? Отсутствует как таковое общение. Узнает его имя после уже нескольких свиданий (традиция знать слуг по фамилии)

Сначала Конни руководствуется рациональным началом (например, с 1-м немцем)

К Микаэлису она чувствует физ.влечение + жалость/желание помочь (не может оставаться на чисто телесном уровне) à потом встречает его в Италии (но связь уже невозможна, т.к. она познала, что такое настоящие отношения)

С Меллорсом подчеркивается тепло, жар + контраст с плохой английской погодой + метафизический холод

Важно избавиться от рационального в любви. Меллорс стремится анализировать, много рассуждений ( в том числе его письмо)

Меллорс и Конни ощущают себя творцами новой религии (против пуританской морали)

Биологическая основа обладает святостью + биологическая сторона – основа духовных отношений.

Для Меллорса принципиально не просто иметь плотскую связь, но испытавать святость.

В 9-й раз кончают вместе à тоже показатель (чувственное подтверждение подлинности отношений)

В первые встречи она не пытается получить удовольствие. Желание получить оргазм – достижение целей (рациональность + отсутствие святости)

К теоретикам в романе можно отнести Дюкса à исповедует правильные взгляды, но высказывает их на рац.этапе (восхваление фаллоса) àиз эссе Лоренса о романе

Таким образом, он такая же профанация. Все на уровне слов.

Среда

à доминируют шахты (на розах угольная пыль). Однако они не стремятся уехать, хотя средства есть (Рагби – сердце Англии)

Союз Болтон и Клиффорда можно назвать чувственным. Она становится новой хозяйкой дома. Пробуждает мужское в Клиффорде.

Конни не только жертва, она также причиняет еще большую боль Клиффорду.

Плоть всегда связана с душой (пострадать только одной стороной человек не может)

Шахты у Золя и Лоренса à некий монстр, поглощающий все живое. Меллорс не спускается туда à шахта ломает человека.

1-у знакомство à Меллорс убивает кошку (черную) à связь с Гланом, который убил собаку и подарил Эдварде

Что ждет их впереди?

Лоренс стремится создать что-то вроде катарсиса. Поставлено некое многоточие à намек на освобождение, на получение некого духовного опыта.