Вопрос 3. Ренессансная драматургия Испании. Драматургическое творчество Лоне де Беги.

У начала оригинальной испанской драмы стоит титаническая фигура Лопе Фелиса де Вега Карпье /1562 - 1635/. За неполных 73 года жизни Лопе создал целую литературу: по подсчетам биографов из-под пера Лопе вышло около 20 миллионов стихотворных строк, не считая внушительного количества прозы и писем. Его сравнивали с «Колумбом поэтических Индий», «океаном поэзии». Не считая эпические поэмы, сонеты, романсы и прозу до нас дошли 474 пьесы из общего числа 1500 тысяч им написанных.

В 1609 году Лопе написал «Новое руководство к сочинению комедии в наше время», в котором обосновал новые принципы драматургии. Суть «нового руководства» сводится к тому, чтобы:

- отказаться от слепого преклонения перед авторитетом Аристотеля; законодателем в искусстве, по его мнению, должен быть зритель, главное, доставить удовольствие зрителю;

- отказаться от безумного следования правилу, выведенному теоретиками; правилу трех единств и безусловно следовать только «единству действия».

- исходя из принципа «как в жизни, так и в литературе», смешивать в пьесах комическое и трагическое. Новаторский подход позволил Лопе расширить жанровый диапазон творчества - от религиозной драмы до плутовской комедии.

Самые большие группы пьес составляют народно-героические драмы и бытовые комедии.

Основой героических пьес служили предания, исторические хроники, эпические песни и романсы.

Лопе удалось слить романс и театральное действие в органическое единство. Народный романс об исторических событиях - восстании крестьян в 1476 году в местечке «Овечий источник» /Фуэнте Овехуна/ в Андалусии против произвола командора де Гусмана, а также исторические хроники об этом событии легли в основу одной из самых лучших пьес Лопе - «Овечий источник».

Основной мотив пьесы - борьба народа против феодальной анархии, за политическое единство страны, что отвечало политической программе испанских королей. Драматургический конфликт рождается из столкновения крестьян деревни Овечий Источник с присвоившим себе крестьянские земли командором духовного ордена де Гусманом.

Дикий произвол, надругательства над священными правами человека представителя Римского папы - командора - рождают в крестьянах гнев и решимость отмщения, драматург нисколько не сгущает краски и ничуть не приукрашивает действительность. Но сценическое повествование о мрачных событиях пронизано оптимистической верой автора в победу правды справедливости, добра, в этом главное отличие Лопе де Веги от поэтов и драматургов барокко.

Другую категорию пьес Лопе де Веги не менее важную, составляют его комедии. Главный стержень действия любой комедии Лопе - всепобеждающая любовь. Согласно драматургической схеме любовь - это всегда «бег с препятствиями», где финиш - награда. Интерес представляет, все-таки, не преодоление препятствий, а само чувство, его развитие. Любовь опрокидывает все препятствия, ломает сословные рамки, побеждает эгоизм, господствует даже над волей.

Лопе дал множество образцов для разных видов любовной комедии: и для любовной комедии «интриги», и для «психологической» комедии, и «морально-назидательной» комедии. Но всегда присутствует «чувство» как основа действия. Чувство, понимаемое как внесословное, которое преодолевает главную преграду - сословное мышление.

Умение создать живые полнокровные характеры, передать правду человеческих чувств, силой воображения увлечь в перипетии судеб - таков талант Лопе де Вега и сегодня нас вдохновляющий.


Словарь медиевистских и ренессансных понятий и имен.

 

№ п/п Новые понятия Содержание
Барды Народные певцы-поэты древних кельтских племен: в средние века - профессиональные поэты, бродячие или живущие при дворах феодалов (гл. образом в Ирландии, Шотландии, Уэльсе).
Руны Вырезавшиеся на дереве, камне и т.п. буквы алфавита, применявшегося скандинавскими и древнегерманскими народами главным образом даю культовых и памятных надписей во II - XIII вв.
Аллитерация (лат. alliteratio) Повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. В древнегерманском стихосложении - организующий прием стиха.
Эпос героический Героическое повествование о прошлом, представляющее в гармоническом единстве эпический мир и героев-богатырей. Героический эпос бытует как в устной, так и в письменной форме, причем большинство книжных памятников эпоса имеют фольклорные истоки.
Скальды (исландские skald - поэт) Норвежские и исландские поэты IX - XIII вв. Стихи скальдов, бытовавшие в устной традиции, сохранились в виде фрагментов в младшей «Эдде» Снорри Стурлусона и в сагах. Скальды сочиняли хвалебные песни, хулительные стихи, отдельные строфы по разным поводам. Скальдические размеры отличаются строгостью и сложностью, язык изобилует замысловатыми перифразами (кеннингами) и поэтическими синонимами.

 

№ п/п Новые понятия Содержание
Эдда а) младшая «Эдда» - произведение исландского прозаика и поэта Снорри Стурлусона, написанное в 1222 - 1225 гг. Содержит обзор языческих мифов, поэтических приемов, проиллюстрированный стихами скальдов. б) старшая «Эдда» - сборник древнеисландских песен, бытовавших в устной традиции. В жанровом отношении представляет собой прорицания, изречения, мифологические и героические песни и повествования.
Кеннинг В скандинавском эпосе устойчивая метафора, образное выражение, заменяющее прямое указание на предмет.
Жесты (франц.gestes -деяния) Французский героический эпос, циклы поэм на исторические сюжеты, сложившиеся в XI - XII вв. на основе более раннего устного народного творчества. Циклы поэм объединяются центральным персонажем.
Ассонанс (фр.assonance) Неточная рифма, в которой совпадает ударный гласный и не совпадают согласные. Был употребителен в средневековой романской поэзии.
Жонглеры (франц.jongleur) Странствующие комедианты, певцы и музыканты в средневековой Франции (X - ХШ вв.). Им родственны шпильманы в Германии и скоморохи на Руси. В период раннего Средневековья жонглеры представляли народное искусство, обрабатывали и исполняли произведения устного народного творчества, положенные позже в основу жест - «песен о деяниях».

 

№ п/п Новые понятия Содержание
\11 Куртуазная литература (от франц. courtois) Придворно-рыцарское направление в европейской литературе XII - XIV вв. (в Провансе, Северной Франции, позднее в Германии, Англии, Италии). Пафос куртуазной литературы - идеалы чести и доблести, служение прекрасной даме, личная слава и нравственное со­вершенствование. Куртуазная лирика трубадуров, тру­веров, миннезингеров обогатила поэзию новыми жанро­выми формами, стихотворными размерами; рифмой. Рыцарский роман и новелла (лэ) разрабатывали более древние античные и эпические сюжеты.
Фаблио (фр. fablio - песенка) Короткая стихотворная комическая или сатирическая повесть во французской литературе XII - XIV вв. Грубоватый юмор соседствует в этих произведениях с моральным поучением. Главные комические персонажи: сластолюбивые попы и монахи, мужья-рогоносцы, крестьяне. Позже сюжеты фаблио использовались Ж. Лафонтеном, Мольером, О. Бальзаком, А. Франсом и др.
Шванк (нем. Schwank -шутка) Небольшой рассказ в немецкой городской литературе XIII -XVII вв., первоначально в стихах, затем в прозе. Тематически близок к французскому фаблио и прозаической новелле раннего Возрождения. Изображает жизнь различных сословий с комической стороны, нередко содержит сатиру. Излюбленный герой - хитроумный простолюдин.
Миракль (фр. miracle - чудо) Жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы. Сюжет миракля основан на чуде, совершаемом святыми или девой Марией. Миракль изображает вмешательство «небесных сил» в человеческую судьбу, приводящее к торжеству добродетели и наказанию порока. Начал развиваться во Франции в XIII в., затем получил распространение в других странах Западной Европы.

 

№ п/п Новые понятия Содержание
Мистерия (лат. iviysteria -таинства) Жанр западноевропейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (XIV - XVI вв.). Содержание мистерий составляли библейские сюжеты; авторами были чаще ученые-богословы священники; исполнялись обычно любителями-горожанами во время городских празднеств, ярмарок и т.д. Сцены религиозного характера чередовались в мистериях с интермедиями, вставками комедийного характера. В XVI в. мистерии были запрещены.
Моралите (фр. moralite) Нравоучительная аллегорическая западноевропейская драма XV -XVI вв. Персонажи моралите - олицетворенные символы пороков и добродетелей, сюжет - религиозный по духу, но светский по форме. Моралите тяготела к воспроизведению ситуаций реальной жизни в отличие от мистерии и миракля.
Фарс (фр. farce) Вид народного театра и литературы западно­европейских стран XIV - XVI вв., прежде всего Франции. Отличался комической, нередко сатирической направ­ленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством; насыщен буффонадой. Герои фарса - горожане. Образы - маски фарса, лишенные индивидуального начала, были первой попыткой создания социальных типов.
Возрождение, Ренессанс (фр. Renaissance) В истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени (сер. XV - кон. XVI в., в Италии - с XIV в.). Для ренессансной литературы ха­рактерен гуманизм, тяготение к сближению различных начал, к поэтическому цельному и универсальному твор­честву. В эпоху Возрождения возникают первые нацио­нальные по языку и значению - литературы, в отличие от сословной литературы средних веков.

№ п/п Новые понятия Содержание
Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265-1321) Итальянский поэт, гуманист. Среди произведений автобиографическая книга «Новая жизнь», поэма «Божественная комедия», сонеты, канцоны, аллегорические эклоги на латинском языке, философские политические трактаты.
Тассо (Tasso) Торквато (1544 - 1595) Итальянский поэт. Среди произведений - сонеты: канцоны; мадригалы; пасторальная драма «Амиита», трагедия «Король Торрисмондо»; поэты: «Ринальдо», «Освобожденный Иерусалим», религиозная поэма «Семь дней сотворения мира»; философские «Диалоги»; трактат «Рассуждение о поэтическом искусстве».
Петрарка (Petrarca) Франческо (1304 - 1374) Итальянский поэт. Среди произведений - книга лирических стихов «Каицоньере» - сонеты, канцоны, баллады, мадригалы; поэмы: «Триумфы», «Африка», «Буколики», трактаты в прозе, автобиографическая проза.
Боккаччо (Boccaccio) Джованни (1313 - 1375) Итальянский писатель, гуманист. Среди произведений книга новелл «Декамерон», поэмы, пастораль «Анею», роман «Филоколо»; повесть «Фьяметта», биографическая книга «Жизнь Данте Алигьери», комментарии к «Божественной комедии» Данте.
Рабле (Rabelais) Франсуа (1494 - 1553) Французский писатель. Издал комментированные «Афоризмы» Гиппократа. Основное произведение - эпопея «Гаргантюа и Пантагрюэль» в пяти книгах.
Шекспир (Shakespeare) Уильям (1564 - 1616) Английский драматург и поэт. Среди произведений - сонеты, поэмы, исторические хроники: «Генрих VI», «Ричард III» и др.; трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и др.; комедии «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и др.; романтические трагикомедии «Буря», «Зимняя сказка» и др.

 

№ п/п Новые понятия Содержание
Mop (More) Томас (1478 - 1535) Английский писатель, государственный деятель. Среди произведений - диалог «Утопия», эпиграммы, памфлеты, исторические сочинения, в том числе «История Ричарда III».
Сервантес Сааведра Мигель де (1547 - 1616) Испанский писатель. Служил солдатом, в 1575г. захвачен в плен пиратами и продан в рабство, в 1580г. выкуплен миссионерами. Среди произведений трагикомический пародийный роман («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», пасторальный роман «Галатея», авантюрный роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды», трагедия «Нумансия» и еще около 30 пьес.
Сакс (Sachs) Ганс (1494 - 1576) Немецкий поэт - мейстерзингер, композитор. Среди произведений свыше 6 тысяч религиозных и светских песен, юмористических и назидательных шпрухов, шванков (в том числе «Земля Обетованная»), фастнахтшпилей (в том числе «Школяр в раю»), пьес.
Фастнахтшпиль (нем. Fastnachtspiel - букв. масленичная игра) Народное комическое представление, возникшее в средневековой Германии. Развивался как инсце­нированный шванк. От изображений плутней, ловких мо­шенников, семейных перебранок эволюционировал в сто­рону социальной сатиры. В XIV - XVI вв. подвергся литературной обработке. Вершина развития фастнахтшпиля - в творчестве Ганса Сакса.
Эразм Роттердамский (Erasmus Rotterdamus) Дезидерий (1469 - 1536) Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор «Похвалы глупости» - сатиры, высмеивающей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее.

 

№ п/п Новые понятия Содержание
Реформация (лат. reformatio -преобразование) Широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., принявшее форму борьбы против католической церкви. Начало Реформации положило выступление в Германии в 1517г. М. Лютера. Идеологи Реформации требовали опрощения церкви, отрицали права на земельные и другие богатства.

 


Библиография по истории западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения

1. Пушкин А. С. О Шекспире. Статьи: «Заметка о «Ромео и Джульетте» Шекспира», 1829; Из «Table-Talk», 1834.

2. Белинский В. Г. Тарантас; «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. — Собр. соч. В 3-х т. М., 1948, т. 1, 2 (о Шекспире и Сервантесе).

3. Чернышевский Н. Г. Песни разных народов. — Полн. собр. соч., М., 1949, т. 11. с. 291.

4. Добролюбов Н. А. Темное царство.— Избр. соч. М.—Л., 1947, с. 120—121 (о Шекспире).

5. Алексеев М. П. и др. История зарубежной литературы. Раннее средневековье и Возрождение. М., 1978.

 

Дополнительная литература

1. Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М.— Л, 1965.

2. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. М, 1976.

3. Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. М.,1983.

4. Елина Н. Г. Данте. М, 1965.

5. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте; М., 1967.

6. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М.. 1974.

7. Хлодовский Р. И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982.

8. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М, 1965.

9. Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды. М., 1976.

10. Державин К. Н. Сервантес. М, 1958.

11. Снеткова Н. П. "Дон-Кихот" Сервантеса. М—Л., 1965.

12. Морозов М. М Шекспир. 1564—1616. М., 1956.

13. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.

14. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974

15. Самарин P. M. Реализм Шекспира. М., 1964.

16. Урнов М. В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М , 1968.

17. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971

18. Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

19. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия, Испания, Англия. Л., 1973.

20. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV—XVH вв. М., 1955.

21. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

22. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

23. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

24. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

 

Основные тексты. Средниевека.

1. Песнь о Роланде. М.—Л., 1964.

2. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. М., 1955.

3. Данте. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. М., 1961,ч.1 (Ад).

4. Зарубежная литература средних веков. В 2-х т./Сост. Б. И. Пуришев. - М., 1974 — 1975 (обязательные тексты указываются преподавателем).