Вопрос 4. Предвозрождение в Англии.

XIV век - период больших изменений и сдвигов в жизни Англии. В это время происходит процесс формирования английской нации и ее языка. В XIV в. система феодализма начинает расшатываться, происходит развитие городов, рост городского населения, расширение торгового влияния Англии. В то же время менялся облик деревни и усиливался крепостной гнет. Настроения недовольства вылились в крестьянские восстания. Вторая половина XIV в. проходит под знаком борьбы против римско-католической церкви; требование церковной реформы было выражением протеста жителей городов и деревень против феодальных порядков.

Религиозно-реформаторские идеи выдвигаются в трактатах Джона Уиклифа (John Wyclif, 1324 - 1384). Деятельность Уиклифа и его последователей - лоллардов была связана с обличением римско-католической церкви. Уиклиф выступал против ряда религиозных догматов, утверждал право каждого самостоятельно трактовать Библию. Его перевод Библии на английский язык (1382 - 1384) получил широкое распространение и имел важное значение для развития английского литературного языка.

XIV век эпоха напряженной борьбы различных тенденций формирующейся национальной литературе Англии, это век Ленгленда и Чосера, творчество которых отразило наиболее характерные черты жизни и культуры того времени. Ленгленд всецело связан с культурой средневековья; Чосер - последний поэт средних веков и предвестник эпохи Возрождения в Англии.

Уильям Ленгленд (William Langlarid, около 1330 – около 1400) известен как автор аллегорической поэмы «Видение о Петре Пахаре» (The Vision of Piers the Plowman, 1362), крупнейшего памятника морально-дидактической поэзии XIV века. Она написана на среднеанглийском языке аллитерационным стихом. Произведение Ленгленда органически связано с общественным движением его времени, отражает страдания; надежды и чаяния английского народа, его идеалы и убеждения. Именно поэтому «Видение о Петре Пахаре» было весьма популярно в народной среде.

Поэма Ленгленда принадлежит к популярному в средние века жанру «видений». Действительность в «видениях» представала в форме сна. Аллегорический характер поэмы позволяет автору говорить об отвлеченных понятиях, обращаясь к вполне конкретным образам, воплощать свои представления о правде, справедливости, совести, зле и мудрости в образах живых людей. Однако действующими лицами поэмы являются не только персонифицированные абстракции; ее центральный герой - Петр Пахарь наделен вполне конкретными приметами английского землепашца XIV столетия.

Поэма состоит из двух частей и включает в себя одиннадцать видений, которым предпослан пролог. В первой части рассказывается о паломничестве людей в поисках Правды, во второй выступают аллегорические персонажи, каждый из которых повествует о своей жизни.

Объединяющим эпизодом поэмы является сцена поисков Правды. Множество людей ищут ее, но пути к ней они не знают, и никто не может указать его им, кроме простого землепашца Петра Пахаря. Совесть и Здравый смысл открыли ему дорогу к жилищу Правды. В поэме главенствует мысль: лишь тот, кто трудится, знает верный путь в жизни.

Джеффри Чосер (Geoffrey Chaucer, 1340 - 1400) был поэтом, открывшим новые горизонты для дальнейшего развития английской литературы. Чосера называют «отцом английского языка и основоположником реализма». Его творчество ознаменовало переход от эпохи средневековья к Возрождению.

Для Чосера узки каноны средневековой поэзии. Отказываясь от аллитерационного стиха, он разрабатывает основы английского силлабо-тонического стихосложения. Используя опыт современных ему итальянских и французских писателей, он обогащает английскую литературу новыми жанрами: психологический роман в стихах, стихотворная новелла, ода. Чосер закладывает основы сатирической традиции в литературе Англии; его знание жизни позволяет ему говорить о людях всю правду, изображать их пороки и добродетели, высокие порывы и низкие помыслы.

Поэтическое наследие Чосера богато и многообразно. В форме распространенного в средние века «видения» написаны его «Книга о герцогине» (The Book of the Duchesse, 1369), «Дом славы» (The House of Fame, 1379 - 1384), «Птичий парламент» (The Parlament of Foules, 1377 - 1382).К жанру романа в стихах Чосер обращается в поэме «Троил и Хризеида» (Troilus and Criseyde, 1372 - 1384).

Основным произведением Чосера, которое составило целую эпоху в истории английской литературы и обозначило поворотный момент в ее развитии стали «Кентерберийские рассказы» (The Canterbury Tales, 1387 - 1400). В этой книге Чосер создал широкую и яркую картину современной ему Англии, представив ее в галерее живых и полнокровных образов.

Книга открывается «Общим прологом», где представлены действующие лица произведения: паломники, отправляющиеся на поклонение гробу святого Томаса Бекета в Кентербери. Это люди из разных мест Англии, принадлежащие к разным сословиям: рыцарь, монах, юрист, купец, студент, повар, мельник, ткачиха и многие другие. В «Общем прологе» раскрывается композиционный принцип, используемый Чосером: каждый из паломников рассказывает занимательные истории, чтобы скоротать путь в Кентербери и обратно. Из этих рассказов, каждый из которых представляет собой завершенную поэтическую новеллу, и состоит книга Чосера. «Кентерберийским рассказам» присуще органичное взаимодействие «рыночного повествования» с содержанием рассказываемых паломниками новелл.

Большая часть новелл написана пятистопным ямбом и парно рифмованными двустишиями с чередованием мужских (с ударением на последнем слоге) и женских (с ударением на предпоследнем слоге) рифм. Чосер первым применил этот стиль в Англии, заимствовав его из французской поэзии.

«Кентерберийские рассказы» передают атмосферу переломной эпохи, современником которой был Чосер. В речах героев Чосера звучат упоминания о насилии, произволе, о беззаконии и корыстолюбии. В этом отношении «Кентерберийские рассказы» близки «Видению о Петре Пахаре» Ленгленда. Но если в поэме Ленгленда надежды на торжество справедливости связаны с упованием на милость божью, то Чосер верит в земного человека и в «Кентерберийских рассказах» раскрывает богатство его натуры, прокладывая своим творчеством путь к литературе эпохи Возрождения.