Ценностные ориентации в мотивационом процессе.

К ценностям относят все предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности.

Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризует ее ценностные ориентации, служащие общим ориентиром в человеческом поведении.

Среди ценностей различают ценности – цели(терминальные) и ценности – средства(инструментальные).Терминальные ценности отражают стратегические цели существования человека: здоровье, интересная работа, любовь, материальное благополучие и т.д. Инструментальные представляют собой средства достижения целей. Это могут быть разные личные качества, способствующие реализации целей, убеждения личности.

Содержание ценностей в обществе зависит от его культуры, развитости духовной и нравственной жизни, общественного сознания. Специфической формой ценностей выступают общественные идеалы, т.е. представления о том, какими в обществе должны быть общественные отношения, работник. В идеалах выражена цель деятельности, они выполняют связующую функцию между настоящим и будущим. Социально признанные ценности и идеалы влияют на формирование индивидуальных ценностей, которые также являются элементами мотивации трудового поведения.

В соответствии с общественными и индивидуальными ценностями работник оценивает окружающую действительность, свои и чужие поступки и действия. Ценности дополняют и обогащают мотивацию трудовой деятельности, возвышая ее, т.к. в процессе труда работник обусловливает свое поведение не только потребностями и интересами, но и принятой системой ценностей. Если предполагаемое действие не находит оправдания в системе общественных и личных ценностей, то оно может не совершиться. Кроме того, ценностная мотивация способствует формированию новых ценностей.

Схему развертывания механизма мотивации человека в трудовой деятельности на обыденном уровне можно представить следующим образом:

Нужда(нехватка благ, пригодных для обмена)

Потребность(концентрация на нехватке определенных благ)

Влечение(спонтанный поиск восполнения нехватки определенных благ)

Стимул(конструирование образа необходимого блага)

Мотив(нахождение способа добычи эквивалента необходимого блага)

Мотиватор(закрепление этого способа, связанное со стабилизацией предприятия)

Установка(готовность предпринимать необходимые меры)

Интерес(предвосхищение получения прибыли)

Ценность(усвоение общечеловеческих ценностей)

Стремление

Замысел

План

Намерение

Воля