Координирующие органы и их задачи.
Состав и структура ГСЧС
Назначение, основные задачи и структура Государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Государственная система по чрезвычайным ситуациям – это система органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения от ЧС, силы и средства МЧС, других республиканских органов государственного управления, объединений подчинённых Правительству РБ, местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих на основе реализации комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер защиты от ЧС природного и техногенного характера жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества граждан, юридических лиц, экономических интересов государства.
Основные задачи:
- контроль состояния природной среды и опасных объектов;
- прогнозирование ЧС и их последствий;
- проведение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС;
- оповещение населения, органов власти и управления о ЧС;
- организация зашиты населения и обеспечение экологической безопасности в ЧС;
- подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий;
- оценка материального ущерба от ЧС и подготовка предложений Правительству о выделении материальных и финансовых средств на ликвидацию последствий и возмещения ущерба;
- координация действий различных органов управления в ЧС;
- обучение населения действиям по выживанию в ЧС;
- международное сотрудничество.
Основу структуры ГСЧС составляют:
- комиссия по ЧС (правительственные, областные, городские, районные, ведомственные, объектовые);
- МЧС;
- силы и средства наблюдения и контроль состояния природной среды и опасных объектов;
- силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств.
Основные органы управления, силы и средства ГСЧС
Координирующими органами ГСЧС являются комиссии по ЧС (КЧС) на всех уровнях. Рабочим органом КЧС является структурное подразделение (отдел, сектор).
Руководитель указанного подразделения является секретарём комиссии по должности и на него возлагается планирование, организация и контроль за выполнением принятых комиссией решений, технического обеспечения работы комиссии, координации деятельности комиссии по ЧС нижестоящего уровня.
Определены задачи КЧС территориальных подсистем и их звеньев, отраслевым подсистемам, а также организациям (объектам). Мы их рассмотрим:
- разработка и организация осуществления мероприятий по предупреждению ЧС, повышению устойчивости функционирования опасных производств, а также обеспечение их стабильной работы при возникновении ЧС;
- организация работы по созданию на опасных объектах локальных систем раннего обнаружения и оповещения, поддержания их в готовности;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации (объект) и действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией работников объекта;
- создание производственных резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- обеспечение подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работников объекта к действиями в ЧС.
Органами повседневного управления по ЧС являются:
- на республиканском уровне – МЧС, отделы по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчинённых Правительству РБ;
- на территориальном уровне – областные отделы и Минское городское управление по ЧС МЧС;
- на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управления МЧС;
- на объектовом уровне – структурные подразделения организаций (объекта) – отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся ГО и ЧС.
Все эти органы оснащены средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой.
Силы и средства ГСЧС состоят из:
- органов и подразделений МЧС;
- территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;
- организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения;
- штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений министерства, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчинённых Правительству РБ;
- учреждений ветеринарной службы и станций зашиты растений Министерства с/х и продовольствия;
- территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;
- специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.
Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные других республиканских органов государственного управления, объединений, подчинённых Правительству РБ, а также территориальные подсистемы образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС. Координирование деятельности и методическое руководство силами аварийно-спасательной службы осуществляет МЧС.
Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС. Эти формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течении не менее 3 суток.
Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.
Невоенизированные формирования ГО создаются на предприятиях, в некоторых организациях и учреждениях по решению Правительства. Эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, когда сил быстрого реагирования недостаточно. Эти формирования имеют различную структуру, назначение, состав, могут быть оснащены различной техникой, приборами и имуществом. В формирования могут быть зачислены мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет. Подготовка этих формирований к проведению спасательных работ осуществляется по специальной программе непосредственно на объектах, а командно-начальствующий состав в учебных центрах (курсах ГО).
Формирования состоят из отрядов (220-375 чел.), отряды из команд (90-120 чел.), команды из групп (14-60 чел.), группы из звеньев (4-8чел.).
Формирования классифицируют:
- по назначению – на формирования общего назначения и формирования служб;
- по подчиненности – на территориальные и объектовые;
- по степени готовности – на обычной готовности (на сбор отводится 24 часа) и повышенной готовности (на сбор отводится 6 часов).