Пользователи и их требования к гипертекстовым технологиям

Гипертекстовая технология предназначена не только для информационного моделирования, но и для построения информационно-справочных массивов, которые эксплуатируются специалистами различного профиля и различной профессиональной подготовленности. В своей повседневной деятельности специалисты обращаются к гипертекстовым фондам научной, технической, нормативной, правовой и методической информации для удовлетворения своих потребностей в текстовых сведениях. Пользователь заинтересован в том, чтобы за минимальное время получить полную и точную информацию по интересующим их вопросам. При этом система поиска (поисковый аппарат) должна позволять формировать запрос на языке близком к естественному в конкретной предметной области, обеспечивать дружественный интерфейс с пользователем-программистом, благодаря которому можно в любой момент работы останавливать процесс эксплуатации и получать справку о любой операции или процедуры системы. Пользователи гипертекстовой информационно-справочной системы должны иметь возможность получить конкретную информацию по своему запросу, а также полный перечень библиографических данных (название документа, имя автора, год издания и др. атрибуты, указанные на источники возникновения этих сведений). Поисковый аппарат должен позволять найти требуемые сведения даже в том случае, если информационная потребность формулируется не чётко. Такой подход м.б. реализован посредствам поиска по гипертекстовому тезаурусу, когда абонент использует различные взаимосвязи между отдельными понятиями уточняет свой запрос и в конце концов находит требуемые сведения или убеждается в их отсутствии. Ко второй группе пользователей относятся руководители различных уровней, которые обращаются к гипертекстовым справочным массивам в условиях жесткого дефицита времени. Для нормативно-правовой проверки принимаемого управленческого решения или для контроля исполнения отдельных распоряжений. Существуют такие программы по контролю исполнения. Поиск должен осуществляться с повышенным требованием по таким параметрам как точность, полнота, не избыточность, время реакции.

Третью группу пользователей составляют специалисты, повышающие свою квалификацию с помощью гипертекста, то есть использующие ее для обучения или переподготовки. Наличие тезауруса понятий делает гипертекстовый подход чрезвычайно эффективным для обучения, т. к. совокупность смысловых взаимосвязей и систематизация информационных объектов и процессов стимулирующих осмысливание включенной в гипертекстовой информации сеть понятий, представляющих собой некий семантический каркас, на который нанизывается вся остальная информация. Для расширения возможностей гипертекста как обучающей системы в нее включаются процедуры, обеспечивающие контроль обучаемых и система автоматически оценивает приобретенные знания в определенных разделах преподаваемого курса с указанием тем, требующих дополнительного изучения. Для этого вводятся процедуры, реализующие конкретно наиболее эффективную навигацию первоначально изученного материала, в отличие от режима традиционной «электронной энциклопедии», учитывающие индивидуальные способности и уровень подготовленности обучаемого.

Четвертую группу пользователей составляют специалисты, которые используют гипертекстовую систему для поступления новых тематических массивов. Для формализации работы новых справочников гипертекстовой структуры необходима более строгая реализация процедур, составляющих процесс получения текстовых документов.

Пятую группу составляют специалисты разрабатывающие гипертексты по заказам и для удовлетворения своих потребностей (научные работники, профессионально исследующие предметную область). Данная категория специалистов использует аппарат гипертекстового тезауруса при семантическом моделировании изучаемых объектов. Кроме того специалисты занимаются созданием нормативно-производственной документацией (нормотворчество), т. е. Разработкой документов в увязке существующей информации по каждому вопросу. Гипертекстовые технологии находятся в тесной связи с мультимедийной.